Медресе Абдулазиз-хана (или Заргарон).

Названо по имени аштарханидского правителя Абдулазиз-хана (правил в 1645—1681 годах), составляет парный ансамбль (Кош медресе) с медресе Улугбека.

Медресе было воздвигнуто в 1651—1652 годах главным придворным бухарским зодчим Мухаммед-Салихом, на средства и по приказу узбекского правителя Абдулазиз-хана. Мечеть при медресе Абдулазиз-хана было оформлено мастером-облицовщиком (кошинкор) из Бухары Ходжа Мухаммад Амином.

Дата постройки 1651-1652 гг. #418. @

Наиболее интересным памятником XVII в. и, одним из интереснейших в Бухаре вообще следует признать медресе Абдулазиз-хана, построенное в 1062 г. хиждры (1651-1652).  Это медресе, называющееся еще иначе  медресе  Заргарон,  построено  напротив  медресе  Улугбека  к  востоку  от  базара  ювелиров,  по  которому оно и  получило свое название.

В плане здание дает классический пример развития этого архитектурного типа.  Здесь имеются все обязательные для медресе части: портальная часть в середине симметричного переднего фасада, в крыльях которого имеются по три малых арки.  Фасад замыкается по углам круглыми фланкирующими башнями. За входом в медресе передний зал – мион-сарай, из которого два прохода – коридора ведут во двор здания, в плане квадратный. Справа от мион-сарая ­ помещение мечети, слева – «дарсхона».  Двор окружен двухэтажной аркадой.  По середине каждой стороны двора возвышается высокая арка – айван.  Арка северной стороны двора в медресе Абдулазиза-хана разбита на два этажа: южная – углублена   расширена – в ней помещается летняя мечеть.

Интересное  законченностью  и  симметричным  расположением  своего  плана  медресе,  быть  может,  еще больше интересно  декоративной обработкой стен  здания  снаружи  и  внутри.  Здесь  использованы,  без  малого,  все приемы декорации,  которые характерны для среднеазиатского  зодчества послетимуровского  стиля: резная  изразцовая  мозаика,  мозаика  из  глазурованных и неполивных  кирпичиков,  расписная  майолика, алебастровая  лепка  сталактитов  в  полукуполах арок, рельефная  резьба  по  алебастру,  роспись  «по  кундалю  и  без  кундаля  и  мраморные  панели.  Особенно богато  декорированы  помещения  мечети  дарсхона, малой летней  мечети.  и  библиотеки  «китобхона»,  помещенной  над  входом  в  медресе.  Во всех  этих  помещениях сделаны  сложные  декоративные  своды  из алебастра. Стены и  своды,  разнообразная  алебастровая лепка  в  нишах,  все  покрыто  росписью,  в  котоpoй  преобладает  уже  описанный  прием  росписи  «по кундалю».  Впрочем,  здесь есть  примеры  и простой росписи  красками – цветы,  деревья,  целые  пейзажи с  какими-то зданиями и  т.д. Не меньшее,  пожалуй, разнообразие  мы наблюдаем здесь  и  в  отношении использованных орнаментальных мотивов:   арабески  геометрического  орнамента,  растительный мелкий орнамент,  вазы с  цветами,  надписи,  выполненные  разными  стилями,  наконец – животный орнамент в виде фантастических птиц в  тимпанах  декоративных  арочек на  устоях  портала.  Декоративные  украшения  отличаются  по  сравнению  с тем,  что  мы встречали  раньше, большим  натурализмом. Есть попытки натуралистического  изображения пейзажа.  Майоличные вазы  с  цветами  даны рельефной  лепкой.

Здесь  не  мешает попутно  отметить,  что  техническая  часть  выполнения  этого  здания;  стоит  довольно высоко как в кладке стен и сводов, так и в декоративных частях.  Несмотря на  то,  что  алебастровая лепка · с  большими  пустотами  между конструктивной и декоративной  частями  не  может  быть  очень  прочной, алебастровые  ложные своды хонакох  и мечети до сего времени  хорошо  держатся.  Изразцовая  мозаика,  забытая в XVI в.,  тогда  она была вытеснена почти исключительно  употреблявшейся  расписной  майоликой, вновь  возрождается в  XVII  в.  и  в  некоторых случаях,  в  частности,  в  медресе  Абдулазиз-хана,  достигает  высокого  качества. Майоличные украшения этого медресе  значительно  хуже:  они  тусклы  с  преобладанием желтых и зеленых тонов,  слабее  нарисованы.

Медресе  Абдулазиз-хана  не  было  закончено.  Об этом  свидетельствуют  лишенные  облицовки  левое крыло переднего  фасада и вся западная сторона  двора,  а  также торчащие по сторонам портала  деревянные  балки,  которые  должны были  быть  спилены  по окончании облицовочных  работ.

В построенном в основном из жжёного кирпича в двухэтажном медресе Абдуллазиз-хана было 84 келий (худжр) для учащихся.

Медресе Абдулазиз-хана входил в список 22-х медресе Бухары, в которых начале XX века проводились групповые лекционные занятия. При этом медресе относился по данным журнала «Шуро» (Оренбург, 1916, №12) к категории «высших» учебных заведений Бухары, с годовым вакуфным доходом 120 тысяч танга.

При медресе Абдулазиз-хана была большая библиотека. До  наших дней  на стенах  когда-то  знаменитой  библиотеки  (китаб-хана)  и  на  стенах худжр  медресе сохранились многочисленные автографы, выполненные тушью библиотекарем (китабдар) и студентами. А дарсхона медресе Абдулазиз-хана имеется каллиграфическая надпись в виде четверостишие великого поэта – Саади Ширази.

В наши дни в медресе Абдулазиз-хана расположен музей художественной резьбы по дереву. Музейная экспозиция была построена в 1988 году. В экспозиции представлены: посохи дервишей (XIX в.), шкатулки, резные двери, ставни, столики, калибы (печати) для тканей из грушевого дерева (XIX-XX вв.).

В 2017 году в медресе Абдулазиз-хана, в результате необоснованного спешного понижения культурных слоев в историческом ядре города с использованием тяжелой техники, без предварительных исследований и грамотных подготовительных работ, рухнули центральная часть бокового фасада и все прилегающие к ней строения (восточная часть) медресе.

Медресе Абдулазиз-хана в данное время требует безотлагательной капитальной реставрации.



icon-car.pngKML-LogoFullscreen-LogoQR-code-logo
Медресе Абдулазизхана

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Медресе Абдулазизхана 39.776239, 64.417616 Широта: 39.776266 Долгота: 64.417582