Медресе Абдулазиз-хана (или Заргарон).
Названо по имени аштарханидского правителя Абдулазиз-хана (правил в 1645—1681 годах), составляет парный ансамбль (Кош медресе) с медресе Улугбека.
Медресе было воздвигнуто в 1651—1652 годах главным придворным бухарским зодчим Мухаммед-Салихом, на средства и по приказу узбекского правителя Абдулазиз-хана. Мечеть при медресе Абдулазиз-хана было оформлено мастером-облицовщиком (кошинкор) из Бухары Ходжа Мухаммад Амином.
Дата постройки 1651-1652 гг. #418. @
Наиболее интересным памятником XVII в. и, одним из интереснейших в Бухаре вообще следует признать медресе Абдулазиз-хана, построенное в 1062 г. хиждры (1651-1652). Это медресе, называющееся еще иначе медресе Заргарон, построено напротив медресе Улугбека к востоку от базара ювелиров, по которому оно и получило свое название.
В плане здание дает классический пример развития этого архитектурного типа. Здесь имеются все обязательные для медресе части: портальная часть в середине симметричного переднего фасада, в крыльях которого имеются по три малых арки. Фасад замыкается по углам круглыми фланкирующими башнями. За входом в медресе передний зал – мион-сарай, из которого два прохода – коридора ведут во двор здания, в плане квадратный. Справа от мион-сарая помещение мечети, слева – «дарсхона». Двор окружен двухэтажной аркадой. По середине каждой стороны двора возвышается высокая арка – айван. Арка северной стороны двора в медресе Абдулазиза-хана разбита на два этажа: южная – углублена расширена – в ней помещается летняя мечеть.
Интересное законченностью и симметричным расположением своего плана медресе, быть может, еще больше интересно декоративной обработкой стен здания снаружи и внутри. Здесь использованы, без малого, все приемы декорации, которые характерны для среднеазиатского зодчества послетимуровского стиля: резная изразцовая мозаика, мозаика из глазурованных и неполивных кирпичиков, расписная майолика, алебастровая лепка сталактитов в полукуполах арок, рельефная резьба по алебастру, роспись «по кундалю и без кундаля и мраморные панели. Особенно богато декорированы помещения мечети дарсхона, малой летней мечети. и библиотеки «китобхона», помещенной над входом в медресе. Во всех этих помещениях сделаны сложные декоративные своды из алебастра. Стены и своды, разнообразная алебастровая лепка в нишах, все покрыто росписью, в котоpoй преобладает уже описанный прием росписи «по кундалю». Впрочем, здесь есть примеры и простой росписи красками – цветы, деревья, целые пейзажи с какими-то зданиями и т.д. Не меньшее, пожалуй, разнообразие мы наблюдаем здесь и в отношении использованных орнаментальных мотивов: арабески геометрического орнамента, растительный мелкий орнамент, вазы с цветами, надписи, выполненные разными стилями, наконец – животный орнамент в виде фантастических птиц в тимпанах декоративных арочек на устоях портала. Декоративные украшения отличаются по сравнению с тем, что мы встречали раньше, большим натурализмом. Есть попытки натуралистического изображения пейзажа. Майоличные вазы с цветами даны рельефной лепкой.
Здесь не мешает попутно отметить, что техническая часть выполнения этого здания; стоит довольно высоко как в кладке стен и сводов, так и в декоративных частях. Несмотря на то, что алебастровая лепка · с большими пустотами между конструктивной и декоративной частями не может быть очень прочной, алебастровые ложные своды хонакох и мечети до сего времени хорошо держатся. Изразцовая мозаика, забытая в XVI в., тогда она была вытеснена почти исключительно употреблявшейся расписной майоликой, вновь возрождается в XVII в. и в некоторых случаях, в частности, в медресе Абдулазиз-хана, достигает высокого качества. Майоличные украшения этого медресе значительно хуже: они тусклы с преобладанием желтых и зеленых тонов, слабее нарисованы.
Медресе Абдулазиз-хана не было закончено. Об этом свидетельствуют лишенные облицовки левое крыло переднего фасада и вся западная сторона двора, а также торчащие по сторонам портала деревянные балки, которые должны были быть спилены по окончании облицовочных работ.
В построенном в основном из жжёного кирпича в двухэтажном медресе Абдуллазиз-хана было 84 келий (худжр) для учащихся.
Медресе Абдулазиз-хана входил в список 22-х медресе Бухары, в которых начале XX века проводились групповые лекционные занятия. При этом медресе относился по данным журнала «Шуро» (Оренбург, 1916, №12) к категории «высших» учебных заведений Бухары, с годовым вакуфным доходом 120 тысяч танга.
При медресе Абдулазиз-хана была большая библиотека. До наших дней на стенах когда-то знаменитой библиотеки (китаб-хана) и на стенах худжр медресе сохранились многочисленные автографы, выполненные тушью библиотекарем (китабдар) и студентами. А дарсхона медресе Абдулазиз-хана имеется каллиграфическая надпись в виде четверостишие великого поэта – Саади Ширази.
В наши дни в медресе Абдулазиз-хана расположен музей художественной резьбы по дереву. Музейная экспозиция была построена в 1988 году. В экспозиции представлены: посохи дервишей (XIX в.), шкатулки, резные двери, ставни, столики, калибы (печати) для тканей из грушевого дерева (XIX-XX вв.).
В 2017 году в медресе Абдулазиз-хана, в результате необоснованного спешного понижения культурных слоев в историческом ядре города с использованием тяжелой техники, без предварительных исследований и грамотных подготовительных работ, рухнули центральная часть бокового фасада и все прилегающие к ней строения (восточная часть) медресе.
Медресе Абдулазиз-хана в данное время требует безотлагательной капитальной реставрации.
Извините, обсуждение этой записи закрыто.