Караван-сарай Улугбек Тамокуфуруш
Караван-сарай Улугбек Тамокуфуруш или Тамоку. До событий 1920 года сарай оптовой торговли местного листового табака (“тамоку”).
Караван-сарай Улугбек Тамокуфуруш расположен по левой стороне улицы, идущая по направлении от 2-го пассажа до торгового купола Токи Тельпакфурушон.
В Бухаре было 2 караван-сарая с одинаковым названием Тамоку. Расположены они были близко друг-другу. Обе караван-сарая специализировались на оптовой торговле местного листового табака – тамоку. В отличие от Улугбек Тамокуфуруш, который был построен их жжёного кирпича, второй каравансарай Тамоку был построен из деревянно-каркасной конструкции.
Дата постройки конец XVIII в. #212. @
Караван-сарай вплотную примыкает к северной стороне караван-сарая Ахмаджон. Это было двухэтажное здание с большим внутренним двором, в главном восточном фасаде по сторонам входа располагались помещения лавок и ремесленных мастерских. Первый этаж караван-сарая был из жженого кирпича, второй этаж, который не сохранился до наших дней из деревянно-каркасной конструкции.
Караван-сарай Улугбек Тамокуфуруш (Тамоку) упомянут в книге русского ученого-ориенталиста, члена-корреспондента Петербургской Академии наук – Н.В.Ханыкова (1822-1878) «Описание Бухарского ханства» (СПб., 1843):
«Караван Сараи. Устройство Караван Сараев подобно устройству медресе с тою только разницею что снизу вместо зала для чтения устроены лавка для склада и продажи товаров. Всего в Бухаре Караван-сараев 38, из них 24 каменных в 14 деревянных; некоторые из них принадлежат частным людям, некоторые же казне и отдаются ею на откуп, при последних мы будем приписывать сколько за них откупщики взносят. Каменные сараи суть: 1 и 2) Сарай Урганджи, 3) Сарай Абдулладжан, 4) Сарай Куш Беги, 5) Сарай Хазрати-Амир откупщик взносит за него ежегодно 280 тил., 6) Сарай Алимджан , 7) Сарай Аяз за него платится откупу 200 тилл и в нем 36 номеров, 8) Сарай Тамбаку (Тамоку)…»
Автор книги также дает информацию о процессе выращивания и производства местного бухарского табака:
«Табак, растение это возделывается только в некоторых частях Ханства, потому что не всякая земля способна произращать его; в особенности же для него вредна земля солонцеватая; наиболее табачных плантаций разведено около Кятта-Кургана и в окрестностях Карши; но Каршинский табак предпочитают первому.
Землю под табак несколько раз вспахивают и сильно унавоживают, высевают же его весной и смотря, по лету срезают в начале, середине или конце сентября, срезав, его оставляют лежать несколько времени на поле, чтобы, листья его просушились на солнце, потом сильно прессуют его ногами в шерстяных мешках, и вывозят таким образом на базары; в прочем тут покупают его только оптовые торговцы, потому что он еще неудобен для курения, потребители же покупают только такой, который уже пролежал несколько лет, так что вылежавшийся табак превышает ценою тот, который лежал менее его, в мешках же держат его обыкновенно от одного до трех лет. Средняя цена табака за один батман 4 тиллы».
Вход в караван-сарай с восточной стороны, через дарвозахону. Прямоугольный двор был со скошенными углами, в которых возведены арки с трехгранной нишей. По периметру были расположены кельи (худжры), с угловыми скошенными входами в них.
Здание было построено из жжёных кирпичей. Полы устланы такими же кирпичами. Перекрытия первого этажа были сводчатые и купольные. Купольные перекрытия первого этажа караван-сарая были сделаны наиболее распространенным для зданий караван-сараев простым купольным перекрытием типа – «балхи». Перекрытия второго этажа сарая были – балочными с «васса».
Двор был вымощен каменными плитами из горных пород («санги кух»). Внизу караван-сарая имелись подвалы (тагхона или борхона), помещения для складирования товаров. Во дворе караван-сарая также были специальные кормушки (охур) для вьючных животных, в основном для ослов.
Долгие годы караван-сарай Улугбек Тамокуфуруш выполнял функцию общежития, далее он пустовал, постепенно наполнялся строительным и бытовым мусором и разрушался.
В 2003 году французская ассоциация «Каравансараи на Шёлковом пути» во главе исполнительного директора – французского архитектора Филиппа Барбье, архитектор – реставратора из Бухары – Зоиршо Клычева, при финансовой поддержки главного мецената ассоциации – французской компании Thales приступила к выполнению своего проекта – воссоздании архитектурного ансамбля, состоящего из 4-х караван-сараев: Фатхулложон, Айёз, Ахмаджон и Улугбек тамакифуруш.
Была проделана кропотливая, огромная работа. В 2003-2006 годах в первой фазе проекта были полностью воссозданы пришедшие со временем полуразрушенный вид караван-сараи Фатхулложон и Айёз. Были расчищены от накопившегося бытового мусора караван-сараи Ахмаджон и Улугбек тамакифуруш, проведены начальные работы по этим двум объектам.
Во второй фазе проекта в 2006-2012 годах было намечено полностью отреставрировать караван-сараи Ахмаджон и Улугбек тамакифуруш и в восстановленных 4-х караван-сараях создать «Живой музей Караван-сараи Бухары – перекрёсток культур на Шёлковом пути» с экспозициями, фотографиями, концертными площадками, интерактивным центром для туристов из разных стран, посещающих наш город.
В данный момент, активная работа по второй фазе проекта с связи с пандемией коронавируса временно приостановлена.
Данный проект необычен и уникален во всех аспектах:
- по своей площади – 3 тысячи м²;
- по своему историческому значению, ведь подобных караван-сараев почти не осталось на территории Центральной Азии;
- по своему развитию туристического потенциала Республики Узбекистан, в частности города Бухары.
Авторы сайта выражают благодарность Зоиршо Клычеву, за помощь в подготовке данной статьи.
Извините, обсуждение этой записи закрыто.