Караван-сарай Сухта (Уштурхона). Сўхта (Уштурхона) карвон-саройи (узб.). Саройи Сўхта (Уштурхона) (тадж.).
Караван-сарай Сухта (Уштурхона) на карте Парфенова-Фенина не указан, так как в процессе топосъёмки оказались недоступны крепость (Арк) и базар на территории Шахристана, между торговыми куполами Токи Заргарон и Токи Телпакфурушон, который отмечен условно, как и прочие базары, толстой черной линией. Здания по сторонам базарной улицы располагались так тесно, что их съемка оказалась невозможна по технической причине.
Мы обозначили караван-сарай Сухта (Уштурхона) под номером #416B.
Дата постройки караван-сарая XIX в.
Караван-сарай мы условно отнесли к кварталу Сузангарон, сам квартал Сузангарон находился в центральной части старого города Бухары, относился по методологии О.А.Сухаревой к джарибу Гаукушон.
Караван-сарай Сухта (Уштурхона) был расположен вдоль торговой магистрали между куполами Токи Заргарон и Токи Телпакфурушон. Вдоль этой торговой магистрали располагались две конюшни. Одна из них была при караван-сарае Сухта – для верблюдов (тадж. “уштур” – верблюд). Вторая – Маркаб-хона предназначалась для наиболее демократичного «вида транспорта» – ослов. Она примыкала к северному фасаду медресе Мискин, была устроена на месте снесённого караван–сарая XVI в.
Караван-сарай Сухта (Уштурхона) с севера граничил с караван-сараем Мирзо Фозил, с юга и запада с караван-сараем Джурабек, с востока проходила магистральная торговая дорога, за ней тим Абдулла-хана и караван-сарай Рахматулло Джура. Позади караван-сарая Сухта (Уштурхона) в небольшом помещении европейского типа находилось частное кино (примерно, с 1912 года). Посещение его считалось неблаговидным, но кино посещали, чтобы никто об этом не узнал, даже любознательные религиозные чиновники низкого ранга.
Здание караван-сарая Сухта (Уштурхона) было прямоугольное, двухярусной однодворовой симметричной композиции. Вход в караван-сарай был с восточной стороны, через дарвозахону. Прямоугольный двор со скошенными углами, в которых возведены арки с трехгранной нишей. По периметру расположены кельи (худжры), с угловыми скошенными входами в них. В западной части двора – традиционная полувинтовая кирпичная лестница на второй этаж, с завершающим козырьком защиты от атмосферных осадков и солнца – «шербачча». Входы в помещения второго этажа были сделаны с галереи, раскрытой во двор.
Здание было построено из жжёных кирпичей. Полы устланы такими же кирпичами. Перекрытия первого этажа сводчатые и купольные. Купольные перекрытия первого этажа караван-сарая сделаны наиболее распространенным для зданий караван-сараев простым купольным перекрытием типа – «балхи». Перекрытия второго этажа сарая были – балочными с «васса».
Предположительно караван-сарай Сухта (Уштурхона) был разобран во второй половине 40-х годов прошлого столетия. В наши дни на бывшем месте караван-сарая расположены частные гостиницы.
Автора первой архивной фотографии (порядок слева направо), где в кадр попал караван-сарай Сухта (Уштурхона) (караван-сарай обозначен бледно-коричневым цветом) нам не удалось определить. Фотография была сделана в 1940-1948 гг.
Автор акварельной зарисовки, где изображен караван-сарай Сухта (Уштурхона) – русский и советский художник, график, живописец и эстампист Адриан Владимирович Каплун (27 августа 1887, Пермь – 25 апреля 1974, Санкт-Петербург). Акварельная зарисовка была сделана в 1933 году. А.В.Каплун является автором альбомов автолитографий: «Крым» (1922); «Грузия» (1925); «Бухара» (1956).
Далее приведен топографический план базара Шахристан, где красной стрелкой указано месторасположение караван-сарая Сухта (Уштурхона) (№ 416B).
Извините, обсуждение этой записи закрыто.