Мечеть Ляби Хаузи Девонбеги. Лаби Ҳавзи Девонбеги масжиди (узб.). Масҷиди Лаби Ҳавзи Девонбеги (тадж.).

В карте Парфенова-Фенина мечеть не обозначена, мы условно этот объект обозначили под номером #455A.

Дата постройки – XIX в.

Мечеть Ляби Хаузи Девонбеги была расположена в квартале Мулло Шамси Мухаммад, сам квартал находился в юго-восточной части старого города Бухары, относился по методологии О.А.Сухаревой (разделения позднефеодального города Бухары конца XIX века – начало XX века по микрорайонам – джарибам) к джарибу  Шайх Рангрез.

Квартал Мулло Шамси Мухаммад (или Шаршара, или Бозори Алаф) по данным обследования Института Тропических заболеваний в 1929 году состоял из 49 домов. Занятием большинства была торговля. Здесь жили продавцы овощей, обуви и фабричных тканей. Были в квартале и ремесленники — ювелиры и несколько ткачей адраса.

Архитектурный облик района Ляби Хауз сложился на протяжении XVI-XVII веков, после чего существенно не изменялся. Сплошные навесы (сабод) скрывали от прохожих общие виды ансамбля и лишь шаг за шагом открывались перед ним, за очередным поворотом, величественные фасады монументальных построек. В состав ансамбля Ляби Хауз входили: крупнейшее в городе медресе Кукельдаш (1578/79), рядом с которым лежало довольно жалкое медресе Кози калона Насреддина и два противолежащих здания Нодир Девонбеги, медресе (1622/23) и хонакох (1619/20). Между ними лежит крупнейший хауз того же времени, известный под именем хауза Нодир Девонбеги.   Построенная в XIX в. мечеть Ляби Хаузи Девонбеги была расположена к западу от медресе Нодир Девонбеги, рядом с торговой улицей, идущая от Ляби хауза к Токи Саррофон.

Раста и базары начинались позади медресе Нодир Девонбеги в местности, называемой Бозори Ходжа. Здесь были небольшие раста халвогари (халвы), бакколи (бакалеи) и рохати джонфуруши (торговцев мороженым). По направлению к медресе Кукельдаш находился Бозору Джав, на котором выделялся большой каппан по продаже ячменя и просо. Перед суфой медресе Кукельдаш шел торг солью (бозори намак), а через дорогу находился каппан, в котором продавали горох, жмых и другие продукты (бозори нахуд, зигир, кунджут, мош). Вокруг хауза Нодир Девонбеги располагались ряды продавцов лепешек и халвы (растаи нонфуруши, халвогари), парикмахеров (сартарош). В дни рамазана здесь устраивались ярмарка. По другой магистрали, которая ведет от Ляби хауза к токи Саррофон, помещались: клеверный базар (бозори алаф), чайные ряды (растаи чой фуруши), птичий базар (бозори мург), ряды старых платьев (растаи латтафуруши) и между ними отдельные лавки – дуканы мыла и цветных сальных свечей (собуни шами нахиён), правую сторону той же улицы, вплоть до Токи Саррофон, занимали ситцевые ряды (растаи чит).

Мечеть Ляби Хаузи Девонбеги помещалась среди этих торговых рядов, она не была квартальной мечетью, мечеть предназначалась для совершения намазов торговцами и их покупателями, оказавшимися здесь к моменту молитвы.

Мечеть Ляби Хаузи Девонбеги представляла собой сооружение из кирпича с пристроенными айванами с трёх сторон: севера, востока и юга, под общим плоским балочным перекрытием. Конструктивно этот айван был с мраморной базой из восьми резных деревянных колонн. Мечеть Ляби Хаузи Девонбеги была в плане прямоугольная, размеры этой мечети были примерно 14 м  * 10,7 м (17 гяз на 13 гяз).

Небольшая территория двора мечети с трех сторон была ограждена кирпичной стеной небольшой высоты. Вход во двор с северо-восточного угла мечети был оформлен дарвозахоной. Над ним была небольшого размера муаззинхона (азанчихона).

Мечеть Ляби Хаузи Девонбеги была разрушена во второй половине 20-х годов прошлого столетия. В наши дни на бывшем месте мечети находится часть озелененного участка комплекса Ляби Хауз, вместе с памятником Ходжа Насриддину.

Автор первой архивной фотографии (порядок слева направо), где в кадр попала мечеть Ляби Хаузи Девонбеги (мечеть обозначена темно-желтым цветом) – датский офицер, путешественник Оле Олуфсен (1865-1929). Он был одним из первых фотографов, работавших в Центральной Азии, который провел там два года в 1896-97 и 1898-99 годах. Данная фотография впервые была опубликована в его книге «THE EMIR OF BOKHARA AND HIS COUNTRY» в 1911 году.

Автор второй архивной фотографии, где с правой стороны в кадр попала мечеть Ляби Хаузи Девонбеги (мечеть обозначена красной стрелкой) – француз Леон Бло, посетивший Бухару в 1905 году. Леон Бло работал в качестве коммерческого агента и занимался покупкой мехов для торгового дома братьев Ревейон. Фотография была сделана в 1905 г.

К сожалению, нам не удалось определить автора (-ов) третьей и четвертой по порядку фотографий, где в кадр попала мечеть Ляби Хаузи Девонбеги (мечеть обозначена темно-желтым цветом). Есть предположение, что автором одной из этих фотографий является Михаил Степанович Андреев (1873—1948) – русский и советский востоковед, исследователь культуры народов Средней Азии, этнограф и языковед, в ранние годы археолог. Обе фотографии были сделаны в 1924-1925 гг.

icon-car.pngKML-LogoFullscreen-LogoQR-code-logo
Мечеть Ляби Хаузи Девонбеги

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Мечеть Ляби Хаузи Девонбеги 39.772964, 64.421159 Ширина: 39.772964 Долгота: 64.421159