Караван-сарай Кози Калон бирун. Қози Калон бирун карвонсаройи (узб.). Саройи Қози Калон бирун (тадж.).

В карте Парфенова-Фенина караван-сарай Кози Калон бирун обозначен под номером #005.

Караван-сарай Кози Калон бирун (Караван-сарай верховного судьи за  пределами (города)) или Фаэтон-хона был расположен за пределами старого города Бухары, к востоку от ворот Карши (Кавола).

До конца XIX в. ворота Карши не  имели  большого  значения  для  торговых  связей  Бухары  с  сельскими  районами  и другими  городами:  дороги,  проходившие  через  них,  вели только  в  селения,  где  происходили  еженедельные  базары,  а дальше,  всего  в  16  км  (2  фарсанга)  от  города,  лежала  степь.

До строительства железной дороги связывающую Новую Бухару (современный – Каган) с Бухарой, выгружаемые на станции товары перевозились в Бухару по грунтовой дороге на ишаках и верблюдах. Дипломатическая переписка между бухарским и царским правительствами о строительстве дороги, связывающей Старую и Новую Бухару, велась на протяжении почти 10 лет. В 1898 г. эмир был в Петербурге и вел переговоры со специалистами относительно железнодорожной линии между Старой и Новой Бухарой. Строительство началось в 1900 г. и проходило быстро, уже 23 сентября 1901 г. был составлен акт о принятии этой ветки дороги в состав Среднеазиатской железной дороги. С осени 1901 г. отправляемые из Бухары и предназначенные для нее грузы стали погружаться и разгружаться прямо на станции  «Бухара», а новая железнодорожная линия по приказанию Николая II стала называться «Бухарская ветвь Среднеазиатской железной дороги».  Возле ворот Карши (Кавола) в 1901 году также были построены соответствующие здания инфраструктуры: железнодорожный вокзал, товарная контора станции Старая Бухара, закатхона (таможня по сбору налога с товаров, прибывавших в Бухару по железной дороге), полицейское управление и квартира русского полицейского пристава.

Построенный во второй половине XIX в., караван-сарай Кози Калон Бирун в архитектурном отношении представлял собой двухэтажное здание деревянно-каркасной постройки с двором. Часть двора с навесами и подвалами, служила для складывания различных товаров. Другая основная часть предназначался для содержания верховых, вьючных животных и фаэтонов –  легких конных повозок с откидным верхом, курсирующих по маршруту между Старой и Новой Бухарой. В караван-сарае также были кельи (худжры), которые служили жильем для  обитателей  караван­сарая.

Караван-сарай Кози Калон Бирун принадлежал казне (саройи султони или пошохи). Казенные караван-сараи были довольно многочисленны и разнообразны по размерам и качеству постройки. Среди них был и маленький одноэтажный, состоявший из 7 келий Сарои кушбеги или Саройи Кози-калон и богатый караван-сарай из жжёного кирпича в 40 худжр, известный под названием Саройи Бадриддин.

Караван-сарай  Кози Калон Бирун предположительно был разобран в начале 50-х годов прошлого столетия.

В наши дни на месте этого караван-сарая расположены частные торговые магазины, находящиеся по улице Бахауддин Накшбанд (так называемом в районе вокзала).

Автор первой архивной фотографии (порядок слева направо), где с левой стороны фотографии в кадр попал караван-сарай Кози Калон Бирун (на фотографии он обозначен желтым цветом) – французский путешественник и фотограф Гюго Краффт (Hugues Krafft, 1853-1935). В 1898-1899-е годы Гюго Краффт совершает большое путешествие – на Кавказ и в Среднюю Азию (Туркестан). Итогом путешествия стала книга, изданная в 1902 году – «A travers le Turkestan russe» («Через Русский Туркестан»). Фотография была сделана в 1899 г.

Автор второй по порядку фотографии, где запечатлены ворота Карши (Кавола) – художник, этнограф,  путешественник,  фотограф, исследователь  искусства  народов  Востока – Самуил  Мартынович  Дудин-Марцинкевич (1863–1929).  Фотография предположительно была сделана в 1901 г.

icon-car.pngKML-LogoFullscreen-LogoQR-code-logo
Караван-сарай Кози Калон бирун

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Караван-сарай Кози Калон бирун 39.773153, 64.432497 Широта: 39.773153 Долгота: 64.432497