Караван-сарай Кози Калон бирун. Қози Калон бирун карвонсаройи (узб.). Саройи Қози Калон бирун (тадж.).
В карте Парфенова-Фенина караван-сарай Кози Калон бирун обозначен под номером #005.
Караван-сарай Кози Калон бирун (Караван-сарай верховного судьи за пределами (города)) или Фаэтон-хона был расположен за пределами старого города Бухары, к востоку от ворот Карши (Кавола).
До конца XIX в. ворота Карши не имели большого значения для торговых связей Бухары с сельскими районами и другими городами: дороги, проходившие через них, вели только в селения, где происходили еженедельные базары, а дальше, всего в 16 км (2 фарсанга) от города, лежала степь.
До строительства железной дороги связывающую Новую Бухару (современный – Каган) с Бухарой, выгружаемые на станции товары перевозились в Бухару по грунтовой дороге на ишаках и верблюдах. Дипломатическая переписка между бухарским и царским правительствами о строительстве дороги, связывающей Старую и Новую Бухару, велась на протяжении почти 10 лет. В 1898 г. эмир был в Петербурге и вел переговоры со специалистами относительно железнодорожной линии между Старой и Новой Бухарой. Строительство началось в 1900 г. и проходило быстро, уже 23 сентября 1901 г. был составлен акт о принятии этой ветки дороги в состав Среднеазиатской железной дороги. С осени 1901 г. отправляемые из Бухары и предназначенные для нее грузы стали погружаться и разгружаться прямо на станции «Бухара», а новая железнодорожная линия по приказанию Николая II стала называться «Бухарская ветвь Среднеазиатской железной дороги». Возле ворот Карши (Кавола) в 1901 году также были построены соответствующие здания инфраструктуры: железнодорожный вокзал, товарная контора станции Старая Бухара, закатхона (таможня по сбору налога с товаров, прибывавших в Бухару по железной дороге), полицейское управление и квартира русского полицейского пристава.
Построенный во второй половине XIX в., караван-сарай Кози Калон Бирун в архитектурном отношении представлял собой двухэтажное здание деревянно-каркасной постройки с двором. Часть двора с навесами и подвалами, служила для складывания различных товаров. Другая основная часть предназначался для содержания верховых, вьючных животных и фаэтонов – легких конных повозок с откидным верхом, курсирующих по маршруту между Старой и Новой Бухарой. В караван-сарае также были кельи (худжры), которые служили жильем для обитателей каравансарая.
Караван-сарай Кози Калон Бирун принадлежал казне (саройи султони или пошохи). Казенные караван-сараи были довольно многочисленны и разнообразны по размерам и качеству постройки. Среди них был и маленький одноэтажный, состоявший из 7 келий Сарои кушбеги или Саройи Кози-калон и богатый караван-сарай из жжёного кирпича в 40 худжр, известный под названием Саройи Бадриддин.
Караван-сарай Кози Калон Бирун предположительно был разобран в начале 50-х годов прошлого столетия.
В наши дни на месте этого караван-сарая расположены частные торговые магазины, находящиеся по улице Бахауддин Накшбанд (так называемом в районе вокзала).
Автор первой архивной фотографии (порядок слева направо), где с левой стороны фотографии в кадр попал караван-сарай Кози Калон Бирун (на фотографии он обозначен желтым цветом) – французский путешественник и фотограф Гюго Краффт (Hugues Krafft, 1853-1935). В 1898-1899-е годы Гюго Краффт совершает большое путешествие – на Кавказ и в Среднюю Азию (Туркестан). Итогом путешествия стала книга, изданная в 1902 году – «A travers le Turkestan russe» («Через Русский Туркестан»). Фотография была сделана в 1899 г.
Автор второй по порядку фотографии, где запечатлены ворота Карши (Кавола) – художник, этнограф, путешественник, фотограф, исследователь искусства народов Востока – Самуил Мартынович Дудин-Марцинкевич (1863–1929). Фотография предположительно была сделана в 1901 г.
Извините, обсуждение этой записи закрыто.