Мечеть Мурдашуён (Джилявхона). Мурдашўён (Жиловхона) масжиди (узб.). Масҷиди Мурдашўён (Жиловхона) (тадж.).

В карте Парфенова-Фенина мечеть обозначена под номером #247. Начало XVIII в.

Мечеть была расположена в одноименном квартале Мурдашуён, сам квартал находился к югу от цитадели Арка, относился по методологии О.А.Сухаревой (разделения позднефеодального города Бухары конца XIX – начало XX вв. по микрорайонам – джарибам) тоже к джарибу – Мурдашуён.

Квартал Мурдашуён («Обмывальщики мертвых»), или Джилявхона («Помещение для уздечек») считался довольно большим, он состоял из 60-70 домов. Название Джилявхона относилось лишь к северной, выходящей к Регистану, части квартала. Одна из улиц квартала, на которой находились ряды мастеров по изготовлению ослиных и верблюжьих седел (тукум), носила название Тукумдузи и также выступала как самостоятельная часть квартала.
Часть квартала, носившая название Джилявхона, состояла из 10-12 домов, другая его часть, Тукумдузи, – из 5-6 домов; их жители занимались изготовлением верблюжьих и ослиных седел, работали в обращенных на улицу лавках-мастерских, за которыми находились обращенные в противоположную сторону их жилые дома. Здесь же были мастерские кузнецов, выделывавших кетмени (таш). Неподалеку от лавок седельщиков находилась баня — Хамбоми Тукумдузи. Один из переулков с тупичками был населен семьями «пиявщиков» (шуллукчи) и также носил особое название – Кучаи шуллукчихо («Улица пиявщиков»).

Все три части квартала, хотя и объединялись общей мечетью, были настолько обособлены, что для каждой из них число домов указывалось отдельно. Особенно обособлена была основная часть квартала, насчитывавшая 40-45 домов, где жили обмывальщики мертвых (мурдашуй). Этим занимались как мужчины, так и женщины, каждый обмывая мертвецов своего пола. Они представляли собой замкнутую эндогамную общину. Ее членов, наследственных обмывальщиков мертвых, отделял от остального населения города суеверный страх и брезгливое к ним отношение. С ними не только не вступали в брак, но не ели с одной скатерти, не пили из одной чашки. Однако по законам общинных отношений, связывавших жителей квартала, их, как и остальных членов соседской общины, приглашали на свои пиры (туй) и сами посещали их пиры; но при этом для гостей – обмывальщиков постилалась отдельная скатерть, с которой не ели ни хозяева, ни другие гости. Так же поступали и обмывальщики, приглашая к себе в гости посторонних.

Возле квартальной мечети был расположен хауз Джилявхона, севернее – хауз Мурдашуён. Причиной существования в квартале двух хаузов являлось то же суеверное отношение к обмывальщикам мертвых, нежелание пользоваться хаузом, из которого они черпают воду.
В квартале также было расположено двухэтажное медресе Ходжа Нихоль и мактаб (школа).

Мечеть предположительно была разобрана в конце 30-х годов прошлого столетия. В наши дни на бывшем месте мечети проходит дорога.

К сожалению, мы не знаем автора панорамной архивной фотографии, снятое с минарета Калян, где в кадр попала мечеть Мурдашуён (мечеть обозначена коричневым цветом). Фотография была сделана предположительно в 1930-31 годах.


icon-car.pngKML-LogoFullscreen-LogoQR-code-logo
Мечеть Мурдашуён (Джилявхона)

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Мечеть Мурдашуён (Джилявхона) 39.775645, 64.408808 Широта: 39.775645 Долгота: 64.408808