Ворота Мазари шариф (или Мазарские).  Мазори шариф дарвозаси (узб). Дарвозаи Мазори шариф (тадж.). #A.

Ворота Мазари шариф находились на восточной стене, на трассе древних ворот Калобод. При правителе из династии шейбанидов Абдуллахане II были проведены строительные работы по расширению дороги из Бухары в главную святыню Бухары – в Баховаддин.  Заново построенные в 1572 году ворота стали называться воротами Мазари шариф.

Ворота были большими и высокими, состояли из 18 – «гультож» – «короны», свода, тимпана и арки. Также в них имелись три прошелины, покрытие ровным кирпичом.  Высота ворот составляли – 11 метров.

Особенностью Бухары является необыкновенное обилие в ней святых мест – мазаров (буквально: «место поклонения»). Многие из них пользовались широкой популярностью и привлекали (привлекают) множество паломников из других мест. Первое место по своей популярности занимал находившийся за пределами города мазар Ходжа Баховаддина Накшбанда, расположенный в 10 км к северо-востоку от города, за Мазарскими воротами, получившими по нему свое название (Дарвозаи Мазори шариф). Мазар этот, находящийся за городом, считался (считается) главной святыней Бухары, а сам Ходжа Баховаддин Накшбанд – ее патроном.

В воротах Мазари шариф были специально построены места для слежения военнослужащим и комнаты для отдыха сторожам, охраняющим ворота. Для укрепления устойчивости самих деревянных ворот, они были опущены в раскалённое масло. Затем, деревянные ворота были закреплены при помощи мощных гвоздей. Все металлические предметы ворот были изготовлены из меди. Основа ворот была изготовлена из тутовника, а верхние части из дерева – гуджума (гуджум – местная разновидность чинары, твердо-породистое дерево).

Два раза в неделю (вторник и среду) паломники заполняли дорогу на Баховаддин, направляясь через Мазарские ворота.  Также ежегодно в течение месяца, в период “Праздника красной розы” (Иди гули сурх) паломники шли к мазару Ходжа Баховаддина Накшбанда, где происходили народные гулянья и ночные базары.

Именно рядом с Мазарских воротами протекал (протекает) канал Шахр-руд – канал с помощью которого в основном осуществлялось водоснабжение города Бухары. Ввод канала Шахр-руд находился южнее Мазарских ворот. Он представлял собой довольно большое отверстие, пролегавшее под городской стеной  и забранное решеткой, препятствовавшей человеку проникнуть оттуда в город.

Когда вода канала Шахр-руд вступала в пределы города, ею распоряжался хальфа, заместитель раиса. Он наблюдал, как и раис, за городским благоустройством, базарами, мастерскими и контролировал водоснабжение. Его наблюдательный пункт находился около Мазарских ворот. Отсюда он распоряжался пуском воды в хаузы и сады, расположенные в пределах города Бухары.

В конце XIX в. под руководством русских инженеров Саковича и Маргулиса недалеко у Мазарских было построено специальное посольское здание – «элчихона». В этой новой «элчихона» помещались также почтовая станция и телеграф.

В последний раз ворота Мазари шариф были отремонтированы в XIX в.

«В связи с реконструкцией г. Бухары и огромным ростом транспорта» как сказано в историческом документе от 17 мая 1939 года было разрешено Бухарскому городскому совету снести городские ворота Мазари Шариф с прилегающей к ним городской стеной, как тормозящие нормальное движение в городе».

Ворота Мазари шариф были разобраны в 1941 году.

В наши дни на бывшем месте ворот Мазари шариф проходит дорога, идущая от Дахмаи Бехиштиён к началу улицы Мехтар Анбар.

У нас в наличии имеются несколько архивных фотографий этих ворот. Первая из них (порядок слева направо, сверху вниз)  была сделана предположительно в конце 20-х или в начале 30-х годов прошлого столетия.

Вторая по порядку фотография – это фотография иллюстрация к книге О.А.Сухаревой “К истории городов Бухарского ханства”, 1958 г.

Автор третьей фотографии по счету – архитектор, доктор архитектуры, профессор Владимир Иванович Пилявский (1910-1984). Эта фотография была сделана в 30-х годах прошлого столетия.

Четвертая по счету фотография была сделана в 1939 году, автор фотографии – фотограф Юрий Еремин (1881-1948).

Автора пятой по счету фотографии нам не удалось определить. Эта фотография была сделана 1930-1935 гг.

Автор шестой по порядку фотографии – Е. В. Гиппиус (1903-1985). Фотография была сделана в 1927-1928 гг.

icon-car.pngKML-LogoFullscreen-LogoQR-code-logo
Ворота Мазари шариф (или Мазарские)

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Ворота Мазари шариф (или Мазарские) 39.774811, 64.431167 Широта:  39.774813 Долгота: 64.430952