Ворота Карши (или Кавола). Қарши (Қавола) дарвозаси (узб). Дарвозаи Қарши (Қавола) (тадж.). #B.
Ворота Карши или другое название этих ворот Кавола как и ворота Мазари шариф находились на восточной крепостной стене города Бухары. Ворота Карши получила свое название по одноименному городу, с который Бухара имела постоянную связь, эти ворота были одним из важных, через них шло основное движение. Особенное значение ворота Карши получили, начиная конца XIX в., когда к этим воротам были подведены железнодорожная ветка, связывающая Бухару с Туркестаном и дальше с Россией.
Главная значение в экономике города Бухары получила городская магистраль, проходившая через Каршинские ворота. При эмире Музаффархане по ней двигался огромный штат придворных чиновников, следовавших с эмиром в его летнюю резиденцию Ширбудин, а с прокладкой железнодорожной линии через Каган (1887) и позже ветки на Бухару здесь проходила основная масса грузов – хлопка, каракуля, тканей и других товаров, прибывавших в Бухару и отправлявшихся за ее пределы. При эмире Ахадхане была проложена булыжная дорога от Кагана до Каршинских ворот Бухары, а позже от Каршинских ворот до 2-пассажа и от него до здания почты.
Во время штурма Старой Бухары Красной армией под командованием М.Фрунзе 29 августа – 2 сентября 1920 года, основной удар наступающих пришелся именно по Каршинским воротам.
Для проведения этой военной операции командование Туркестанским фронтом Красной армии выделило 6000-7000 штыков, 2300—2690 сабель, 35 легких и 5 тяжелых орудий, 8 бронеавтомобилей, 5 бронепоездов и 11 самолетов. В этот подсчет не входили национальные воинские формирования на территории Туркестана и революционно настроенные отряды младобухарцев и бухарских коммунистов на территории самой Бухары. Вооруженные силы эмира к 20 августа 1920 г. состояли из частей регулярной армии и иррегулярного ополчения. Силы регулярной армии определялись в 8725 штыков и 7580 сабель при 23 легких орудиях и 12 пулеметах. Иррегулярные силы, выставляемые областными правителями (беками), по приблизительному подсчету исчислялись в 27 000 штыков и сабель при 2 пулеметах и 32 орудиях. Артиллерия в большинстве состояла из устаревших образцов (например, гладкоствольных чугунных пушек, стрелявших чугунными или каменными ядрами).
В первый день штурма – 29 августа 1920 года была предпринята наступление одновременно по двум противоположным пунктам: на восточные Каршинские и на юго-западные Каракульские городские ворота. Колонны наступающих войск медленно продвигались по пересеченной местности, встречаемые огнём и контратаками защитников города, и в первый день наступления успели лишь приблизиться к городским укреплениям, но не могли овладеть ими. В таком же положении прошел и день 30 августа. 31 августа командование Красной армией решило главный удар теперь наносить на Каршинские ворота, подготовка штурма которых артиллерийским огнём начата была ещё 30 августа, причем тяжелая артиллерия была подтянута ближе к городу. Всего по городу было выпущено 12 тыс. снарядов, в том числе немало и химических. В течение 31 августа командование группой сосредоточило против Каршинских ворот, вблизи которых в это время была уже пробита брешь, почти все свои силы.
В 5 часов 1 сентября правая колонна двинулась на штурм Каршинских ворот, который на этот раз закончился успехом: после упорного уличного боя к 17 часам того же дня Старая Бухара перешла целиком в руки советских войск. Однако эмира в городе уже не оказалось. Ещё в ночь на 31 августа он покинул свою столицу под охраной отряда в 1000 чел. и направился в северо-восточном направлении на город Гиждуван. 2 сентября М.Фрунзе послал В. Ленину телеграмму, в которой говорилось:
«Крепость Старая Бухара взята сегодня штурмом соединенными усилиями красных бухарских и наших частей. Пал последний оплот бухарского мракобесия и черносотенства. Над Регистаном победно развевается красное знамя мировой революции»…
Очевидец этих событий, автор книги «Тарихи Нофеъи» Мухаммад Али Балджувани написал нижеследующее: « Пользуясь, случаем излагаю то, что видел. В четверг, 22-дня зул-хиджи в 1338 году по хиджру (1920 г.), красная армия вошла (вторглась) в Бухару, захватила предместья столицы.
После боёв стало известно, что многие дома и здания сгорели и разрушились. Гузары и улицы пострадали от пушечных выстрелов и бомбардировок аэропланов. Сгорели и разрушились 34 гузаров, более 3 тысячи лавок, около 20 дворцов, 29 мечетей. Также пострадал Большой Минарет. Несколько его проёмов (ниша) подверглись артиллерийскому обстрелу. Портал медресе Алимхана тоже разрушился от пушечных выстрелов, сгорели внешние ворота и двери учебных комнат (дарсхона). Также рухнул во двор портал медресе Мири Араб. Некоторые медресе и мечети превратились в пепельные холмы.
Из ворот Хазрати Имам до Гузара Назарча, Кофиробод, ворота Углан, мечеть Калон, с Зиндана до бани Тукумдузи, из подножья (со стороны) минарета до квартала (округа) Сузангарон, Бозори Гул, торговые ряды Латтафурушон, с Регистана до начала Пули Ошикон – полностью сгорели. С юга Бухары одна треть гузара Мехтари Ориф, половина гузара возле ворот Карши, половина гузара ворот Мазор сгорели и были разрушены до основания (уничтожены). Также сгорели ворота Карши. Имущества многих бухарцев сгорели, а также большинство семей погибли. Некоторые сбежали в степях – пустынях, уехали в другие вилаяты. В городе сгорели (были сожжены) и превратились в пепел около 3000 домов».
Ворота Карши были перестроены в начале ХХ в. При ремонте были использованы кирпичи европейского образца.
Башни ворот Карши была необычно большого диаметра с двумя рядами бойниц. Стрельчатая ниша, в ней – прямоугольной формы ворота. Под въездной аркой находился айван на двух деревянных колоннах.
«В связи с реконструкцией г. Бухары и огромным ростом транспорта» как сказано в историческом документе от 17 мая 1939 года было разрешено Бухарскому городскому совету снести городские ворота Карши (Кавола) с прилегающей к ним городской стеной, как тормозящие нормальное движение в городе».
Ворота Карши (Кавола) полностью были разобраны в 1941 году.
В наши дни на бывшем месте ворот Карши проходит магистральная дорога, идущая от так называемого микрорайона Шарк-2 к архитектурному комплексу Ляби Хауз.
У нас в наличии имеются несколько архивных фотографий этих ворот. Первая из них (порядок слева направо, сверху вниз) была сделана предположительно в 1900-1917 гг. прошлого столетия.
Вторая по порядку фотография – это фотография иллюстрация к книге О.А.Сухаревой “К истории городов Бухарского ханства”, 1958 г.
Автор третьей фотографии датский офицер, путешественник Оле Олуфсен (1865-1929). Он был одним из первых фотографов, работавших в Центральной Азии, который провел там два года в 1896-97 и 1898-99 годах. Электронная копия данной фотографии нам была подарена Датским Национальным музеем.
Автор 4-й и 5-й по счету фотографий – француз Леон Бло посетивший Бухару в 1905 году, Леон Бло работал в качестве коммерческого агента и занимался покупкой мехов для торгового дома братьев Ревейон.
Последующая, шестая по счету фотография была сделана в сентябре 1920 года. Автор неизвестен.
Извините, обсуждение этой записи закрыто.