Медресе Ходжа Нихоль.  Хожа Ниҳол мадрасаси (узб.). Мадрасаи Хӯҷа Ниҳол (тадж.).

На карте Парфенова-Фенина медресе Ходжа Нихоль обозначено под номером #249. Начало XVIII в.

Медресе Ходжа Нихоль было расположено к югу от площади Регистан в квартале Мурдашуён («Обмывальщики мертвых»). С севера площадь занимало двухэтажное медресе Бозори Гусфанд (1670 года постройки), а с юга, на противоположной стороне – двухэтажное медресе Ходжа Нихоль. По сторонам медресе Ходжа Нихоль располагались два торговых купола. С востока от него находился большой купол Токи Тиргарон (купол оружейных мастеров), который существовал до 1924 года. С запада от медресе Ходжа Нихоль возвышался меньший купол, именуемый в XVI в. Анорфурушон (купол продавцов гранатов), а позднее более известный Токи Ордфурушон (купол торговли мукой), данный торговый купол функционировал до 1930 года.

Медресе Ходжа Нихоль было построено в начале XVIII в. по инициативе и на средства Ходжа Мухаммад Нихол ибн Ходжа Аблуллох во время правления аштарханида Убайдулла-хана (1702-1711).

Ходжа Мухаммад Нихол* (убит в 1711 г.) был одним из эмиров Субханкули-хана (1680-1702), затем Убайдулла-хана (1702-1711). Был высокопоставленным, особо приближенным ко двору ханов личностью. Мурид суфия Ходжа Мухаммад Хабибулло (накшбандийа-муджаддидийа), похоронен на кладбище Хазрати Имом рядом с мазаром Биби Зудмурод.

Медресе Ходжа Нихоль было построено в традиционном стиле медресе Средней Азии. Медресе было двухэтажным, в плане прямоугольное, из жжёного кирпича. На продольной оси с севера на юг располагался без мозаики портальный вход, за ним прямоугольный со срезанными углами двор медресе. На первом этаже были расположены помещения мечети (летняя и зимння) и просторная дарсхона, а на втором худжры, жилые помещения для учащихся медресе. Медресе располагало внутренней и наружной площадью. Главный фасад медресе было  фланкировано на углах толстыми башнями – гульдаста.

Вакуфные грамоты крупнейших медресе дают представление о том, каковы могли быть их доходы. Так, медресе Ходжа Нихоль получило от строителя 1858 танапов земли и садов в виде девяти отдельных участков, а спустя 200 с лишним лет, уже в XIX в. другие лица завещали этому медресе еще 21 танап земли, склад (каппон) и торговую лавку. Баня квартала Амири (Кавши Олак) также являлась вакфом медресе Ходжа Нихоль.

В Бухаре размеры доходов медресе расценивались не по их величине и достоинствам зданий, а по величине первоначального вклада (вакф) и удельному весу тех ишанов, охундов и аламов, которые обосновывались в этих медресе. Так, медресе Ходжа Нихоль имея в своем распоряжении всего 25 худжр, относился к категории «высших» учебных заведений Бухары, с годовым вакуфным доходом 50 тысяч танга. В медресе Ходжа Нихоль преподавал один из муфтиев Бухары.

Также, по данным журнала «Шуро» (Оренбург, 1916, №12) в медресе Нихоль находилась один из одиннадцати крупных библиотек Бухары и часть вакуфных доходов медресе шли на содержание этой библиотеки.

Медресе Ходжа Нихоль было одно из немногих 22 бухарских медресе, где чтение лекций продолжалось до событий 1920 года.

Медресе Ходжа Нихоль также упомянуто в книге русского ученого-ориенталиста, члена-корреспондента Петербургской Академии наук – Н.В.Ханыкова (1822-1878) «Описание Бухарского ханства» (СПб., 1843).

Медресе Ходжа Нихоль было разрушено в начале 20-х годах прошлого столетия, так как в старых архивных фотографиях после 1924 года мы уже ее не видим.

В наши дни на бывшем месте медресе расположен сквер с фонтаном, с обрезанными по “особой технологии” деревьями.

*Кем был Ходжа Нихоль? Ответ на этот вопрос мы нашли в книге  известного историка Мир Мухаммеда Амин-и Бухари «Убайдулла-наме» (Мир Мухаммед Амин-и Бухари, Убайдулла-наме, пер. А. А. Семенова, АН УзССР, 1957):

 

 

 

 

Подробнее [Закрыть]

< ОБ УБИЙСТВЕ СЧАСТЛИВЫХ ХОДЖЕЙ ХОДЖИ ДАВЛАТА САРАЙИ И ХОДЖИ НИХАЛЯ И ИХ ОТПРАВЛЕНИИ В ВЕЧНЫЙ ПОКОЙ ИЗ СЕГО ДОМА НЕСЧАСТЬЯ И ОГОРЧЕНИЯ. Ходжа Давлат и Ходжа Нихаль сарайи, которые были приближенными царского дома и лицами, облеченными доверием гарема государева дворца, выделялись из всех придворных благочестием и набожностью, и [вот] воля единого вечного и непрестанно существующего потребовала, чтобы эти старые слуги по чувству преданности поспешили во след за своим господином. Ибрагим диванбеги не получил [своей] доли из грабежа [ханского добра], и зловещий Джавшан, считая, что ему надо дать его долю, послал к диванбеги [этих] двух искренне веровавших ходжей. Несмотря на то, что он два раза секвестрировал их имущество, все же из того, что потом забрали у них, было столько наличности и вещей, что диванбеги, [что называется, весь] стал засыпанным этим. Ходжи поняли, что желательный [им] листок упал с ветви их счастья и бедствие посыпало их головы землею унижения, что они больше не жильцы на этой земле. Естественно, что обратившись с мольбою к преславной Мекке, — да увеличит аллах почет ее! — они доложили эмирам, чтобы те дозволили им отправиться в священную область Мекки, дабы, потеревшись о благословенный порог [Меккского храма] своими черными [опозоренными] лицами, сделать их белыми. Так как меч вечного руководительства стал путеводителем их [жизненных] обстоятельств, то ходжи получили милосердный приказ: “Войди в среду слуг моих, войди в рай мой!” Эмиры согласились на просьбу ходжей. Ибрагим диванбеги приказал одному из своих людей, Араб есаулу, проводить ходжей до Аму-Дарьи. Когда они доехали до местности Шор-Куль в Каракуле, то бесчестный Джавшан, найдя предлог и обещая слепому Араб есаулу государственную должность, между прочим, написал ему, чтобы, не доезжая до берегов Аму-Дарьи, он прикончил ходжей. Этот слепой, нравственно испорченный осел, в надежде на получение [обещанной] должности, с корнем вырвал ростки жизни этих богатых ходжей; пересекши безжалостным мечом нити их жизни, он сделал их мучениками.
Мученики-ходжи в своем суфийском служении были учениками убежища духовного руководительства, сферы иршада и осведомленного о [высших] истинах, святейшего ишана, шейха Хабибуллы, — да приветствует его аллах! Святейший шейх, убедившись в зрелости [суфийской] покорности ходжи Давлата, выдал ему диплом на право быть самому шейхом — руководителем. Убийство ходжей произошло в месяце рабиуссани, спустя три месяца после убиения государя-мученика [Убайдуллы хана], в тот же год». (Прим. Убайдулла-хан II (1675—1711) — седьмой хан Бухарского ханства из узбекской династии джанидов — Аштарханидов, годы правления 1702—1711. Глава охраны хана Джавшан участвовал в заговоре против Убайдулла хана и способствовал его гибели в 1711 г., а его дворец подвергся разграблению. Тело Убайдулла-хана было похоронено в мазаре шейха Бахауддина Накшбанда, рядом с его отцом Субханкулиханом).
Трупы мучеников-ходжей были привезены в г. Бухару и похоронены на кладбище Абу-Хафса,– поблизости Биби Зудмурад. Воспоминанием о ходжах Нихале и Даулате служат известные бухарские медресе и мечеть.>

 

 

 

К большому сожалению, нам не удалось определить авторов архивных фотографий. Фотографии были сделаны в 1921-23 годах. На первой фотографии (порядок слева направо) с правой стороны фотографии виден входной портал (пешток) и левое крыло медресе Ходжа Нихоль, на второй фотографии в левой стороне фотографии запечатлено часть правого крыла медресе. В последующих фотографиях на дальнем правом углу видны левое крыло медресе.

icon-car.pngKML-LogoFullscreen-LogoQR-code-logo
Медресе Ходжа Нихоль

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Медресе Ходжа Нихоль 39.776287, 64.408121 Широта: 39.776374 Долгота: 64.408184