Караван-сарай Ходжа Калон. Хожа Калон карвонсаройи (узб.). Саройи Хӯҷа Калон (тадж.).
Караван-сарай Хаким ойим.  Ҳаким ойим карвонсаройи (узб.). Саройи Ҳаким ойим (тадж.).

На карте Парфенова-Фенина эти караван-сараи соответственно обозначены под номерами #442 и #443.

Базары старого города Бухары были тесно связаны с мелким ремеслом и мелкой розничной торговлей. Крупные торговые операции сосредотачивались в караван-сараях, которые издавна находились на базарах. Базары и торговые ряды (раста) тянулись от Лаби хауза и до Регистана. Они размещались по видам изделий. Мелкие лавчонки шли вперемежку с дуканами – мастерскими ремесленников, составляющих также отдельные раста.

Раста и базары начинались позади медресе Нодир Девонбеги и местности, называемой Бозори Ходжа. По направлению к медресе Кукалдош находился Бозори джау, на котором выделялся большой каппан по продаже ячменя и проса. Перед суфой медресе Кукалдош шел торг солью (бозори намак), а через дорогу находился каппан, в котором продавали горох, жмых и другие продукты (бозори нахуд, зигир, кунджут, мош). Вдоль медресе Эрназар элчи тянулись длинные чайные ряды (растаи чой фуруши Лаби хауз). Они переходили затем в ряды торговцев пряностями и аптекарскими товарами (растаи аттори). За углом медресе Эрназар элчи, по дороге к Самаркандской улице, располагался угольный базар (бозори ангишт).

На участке от медресе Кукалдош и до мечети Магоки Аттори были расположены: сарай Хаким ойим с гостиницей «Туран» во втором этаже, сарой Ходжа Калон (чайный), сарай Амир Саид и Джаннат Макон (здесь шел торг самаркандским рисом и мелкими товарами), сарой Домулла Шер.

Караван-сараи Ходжа Калон (№442) и Хаким Ойим (№443) располагались недалеко от Токи Тельпакфурушон, к северо-востоку от торгового купола. Оба караван-сарая были кирпичными.

Караван-сарай Хаким ойим (№443) был крупным караван-сараем, состоявший из 60 худжр, расположенных в двух этажах. В конце XIX – начале XX в. верхний этаж был занят квартирами русских и армян, агентов русских торговых фирм и служащих банков. Здесь же снимали худжры ферганские купцы, привозившие шелковые ткани и шелковую пряжу. Худжры нижнего этажа арендовали торговцы-бухарцы из соседних рядов. В этом караван-сарае имелись склады (амбор) и навесы (бостурма) для хранения товаров.

Караван-сарай Ходжа Калон (№442) также был крупным караван-сараем, строительство которого приписывается джуйбарскому ходже Саъду (вторая половина XVI в.). Здесь шла оптовая торговля чаем.

Караван-сараи в Бухаре принадлежали: одни – казне (саройи подшохи, султони), другие – частным лицам (мульк), третьи являлись вакфом-собственностью религиозных учреждений. Многие караван-сараи принадлежали нескольким владельцам, каждый из которых располагал определенным числом долей (сахм), доставшихся ему при разделе наследства или при покупке. Иногда одна часть караван-сарая была частной собственностью, другая вакфом. Во владении многих собственников находился караван-сарай Ходжа Калон. По преданию, джуйбарский ходжа Саъд предполагал завещать этот караван-сарай в вакф, но не успел это сделать, и после его смерти караван-сарай разделили между собой его наследники. При дальнейших разделах, происходивших после смерти каждого владельца, этих долей становилось все больше, а размеры их уменьшались. К началу XX в. таких долей стало уже 100. Значительной частью их (36) владели на правах собственности (мульк) потомки ходжи Саъда, остальные доли, проданные наследниками, перешли на тех же правах в другие руки. Большую часть этих долей скупил один из крупных баев-ростовщиков Бухары – Кори Исмати Калла, послуживший прототипом героя повести Садриддина Айни «Смерть ростовщика». Отдельные доли принадлежали другим людям. Караван-сараями, одна часть которых была мульком, а другая вакфом, были Саройи Рашид и Саройи Хаким Ойим, две трети которого были частной собственностью (мульк), а одна треть – вакфом.

Караван-сарай Ходжа Калон упомянут в книге русского ученого-ориенталиста, члена-корреспондента Петербургской Академии наук – Н.В.Ханыкова (1822-1878) «Описание Бухарского ханства» (СПб., 1843). По сведениям Н.В.Ханыкова за откуп караван-сарая Ходжа Калон вносилась плата в размере 260 тилля.

Караван-сараи скорее всего были разобраны в начале 50-х годов прошлого столетия.

В наши на бывшем месте караван-сараев расположена гостиница “Азия Бухара”.

Автор архивной фотографии, сделанное с северо-западной части крыши медресе Надир Диванбеги, где в кадр попали караван-сараи Ходжа Калон и Хаким ойим – узбекский советский искусствовед, историк искусства, востоковед, доктор искусствоведения, профессор Лазарь Израилевич Ремпель (1907-1992). Фотография была сделана в конце 30-х годов прошлого столетия.

icon-car.pngKML-LogoFullscreen-LogoQR-code-logo
Каравансарай Ходжа Калон,Каравансарай Хаким ойим

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Каравансарай Ходжа Калон,Каравансарай Хаким ойим 39.773524, 64.419242 Широта: 39.773573 Долгота: 64.419265