“Зиндан” в переводе с персидского означает «тюрьма», «темница», яма для содержания заключенных. Находящийся в северо-западном углу древнего шахристана, зиндан была построена в XVIII веке при правителях Бухары из династии мангытов.
Народная легенда утверждает, что еще во времена сказочного Афрасиаба зиндан был хазиной (казной) Афрасиаба.
Дата постройки XVIII в. #343. @
Зиндан помещается на северо-западном углу возвышенности древнего шахристана, на территории бывшего квартала Ходжа Низомиддини боло («Ходжа Низомиддин верхний», также «северный»). Высоко поднятое над крутым обрывом, облицованное жжёным кирпичом, оно окружено невысокой кирпичной стеной, перелезть через которую не составляет особого труда без всяких вспомогательных приспособлений, тем более, что с восточной стороны к зиндану примыкают жилые частные дома и между ними остается лишь узкий проход, не более одного метра шириной.
Вход в зиндан отмечен небольшим порталом с двухстворчатой деревянной дверью, за которой имеется небольшое помещение. У входа в зиндан и внутри его лежали бесколесные пушки. Зиндан охраняли сарбозы – сешамбеги во главе со своим чорагоси. Начальником зиндана был мири газаб, который сидел в проходе (дарвозахона) и занимал комнату слева от входа. У него было четыре-пять помощников – шогирдпеша. Дворик за дарвозахоной был сверху затянут полосатой материей, образуя «чодыр» (палатка), где постоянно находились сарбозы. В углу дворика стояла небольшая круглая палатка (там`ук) для чорагоси.
Двор, образуемый упомянутой стеной, заполнен низенькими кирпичными постройками, возведенными в разное время. Это – камеры. Всего отдельных камер – четыре. Первая, направо от входа, служила долговой тюрьмой, где неисправные должники содержались за счет своих кредиторов до тех пор, пока первые не выплачивали свой долг, или последним не надоедало за них платить. Эта камера не имела железных прутьев на дверях, затруднявших вход и выход, как это сделано в соседних камерах.
Рядом с долговой камерой расположено самое обширное помещение, состоящее из двух квадратных, перекрытых куполами, помещений, соединенных между собою широкой аркой. В замках куполов сделаны отверстия около метра диаметром. Эти отверстия забраны железными решетками и служили единственным источником света. В одном из углов небольшая дверь выводит в крохотное темное помещение, служившее для отправления естественных потребностей. Входная дверь камеры перегорожена несколькими горизонтальными железными прутьями и войти в нее можно только низко согнувшись. Эти две большие камеры зиндана имели карцер для лиц, неугодных миршабу или миргазабу.
Третья камера совершенно сходна с описанной выше, но меньше ее размером, квадратная, перекрыта одним куполом с таким же отверстием – отдушиной, как и в предыдущей.
Вход во все эти камеры устроен непосредственно со двора, а так как уровень пола их ниже уровня двора, вниз, в камеры ведет несколько каменных ступенек.
О жестокой судьбе попадавших в зиндан особенно красноречиво говорит оставшаяся четвертая камера. Вход в нее открывается не прямо со двора, а через каркасную пристройку, служившую помещением для стражи. Сама камера представляет собой квадратное помещение, перекрытое куполом, как и в камерах, описанных выше. Но это, собственно, еще не камера: в полу сделано широкое отверстие, ведущее в расположенное ниже помещение – подземелье, представляющее собой круглую яму с диаметром около 5 метров и глубиной 6,5 метров. В эту яму нет ни лестницы, ни другого входа, кроме отверстия наверху. Людей опускали туда и поднимали их наверх с помощью веревки, пищу им швыряли сверху. Немного нужно воображения, чтобы отчетливо представить себе те жестокие условия, в которых находились заключенные в этой зловонной яме, где они долгие сроки отсиживали, закованные в ножные, ручные и шейные цепи, в ожидании суда, казни или смерти. Человек, попавший в яму, лишенный света, отданный на растерзание клещам, обреченный на смерть от истощения, болезней и мучительных укусов паразитов, был подобен заживо погребенному.
В зиндане заключенных содержали большей частью в кандалах – ножных (джаль) и шейных (кишан). Были еще деревянные колодки (кунда), на которых имелись кольца. К этим кольцам на ночь прикреплялись концы шейных и ножных кандалов и запирались на замок, заключенные не могли даже подняться с места. Это было вызвано не столько соображениями охраны, сколько родом пытки для заключенных, не признавших своей вины.
На территории зиндана находится могила святого – покровителя заключенных «Кучкар-Ата» (VIII в.). Согласно легенде, Кучкар Ата жил во времена правителя бухархудата Бидуна и пас дворцовых овец.
В наше время в здании зиндана функционирует музей судопроизводства Бухары (кон. XVII – нач. XX вв.). Экспозиция музея рассказывает посетителям о системе судопроизводства в Бухарском эмирате кон. XVII- нач. XX вв. Также представлена выставка оружия солдат Бухарского эмирата.
Извините, обсуждение этой записи закрыто.