Хусайнияхона (шиитская мечеть)
Хусайнияхона располагаются в юго-западной исторической части старого города Бухары, в районе Джуйбар.
Дата постройки приблизительно от 1895 – 1905 гг. #128B. @
Среди населения Джуйбара большое место занимали форсы (ирони) – переселенцы из Мерва и других мест, попавшие сюда, видимо, в разное время: начало их переселению (насильственному) положил правитель из династии Шейбанидов – Абдулла-хан II (XVI в.), продолжил его правитель из династии мангытов – Шахмурад (конец XVIII в.).
Позже здесь поселились выходцы из разных мест Ирана, пришедшие сюда по своей воле. Переселенцы сохраняли свою религию – шиизм, в этом районе находилась большая часть их молитвенных домов (хусайнияхона).
Один из шиитских молитвенных домов – Хусайнияхона располагался в квартале Таи чорбог («Возле сада»), или Гузари нау («Новый квартал»).
Этот квартал был населен исключительно форсами. Главным занятием их было шелкоткачество. Здесь вырабатывался шелк-канаус, адрас и платки, выполнявшиеся техникой тирма. Также жители квартала занимались торговлей пряностями и мелочной торговлей. Жил здесь также духовный глава шиитской общины – шейх Мад-Косим. При доме был построен большой молитвенный дом шиитов (хусайнияхона). На женской половине устраивались женские моления, которыми руководила жена Мад-Косима, почтительно именовавшаяся Оя-муллоджон.
Ежедневные пятикратные намазы в хусайнияхона не происходили, так как совершать их сообща в особом месте для шиитов считается необязательным. Хусайнияхона предназначалась главным образом для траурных обрядов — таъзия по поводу смерти имама Хусейна, сопровождавшихся самоистязаниями участников. Эти обряды совершались ежегодно в течение первых десяти дней месяца мухаррам (ашури). В другое время особо набожные шииты собирались в хусайнияхона вечером под пятницу и проводили время за чтением религиозных книг.
В советский период времени здание Хусайнияхона использовалась как один из подсобных помещений, расположенной здесь бывшей обувной фабрики.
В наши дни Хусайнияхона не функционирует.
Извините, обсуждение этой записи закрыто.