Мавзолей, мечеть-хонакох Сайфиддина Бохарзи.
Мавзолей Сайфиддина Бохарзи расположен в юго-восточной части Бухары, в местности, называемой Фатхообод. Эта местность еще в начале XX в. находилась за пределами крепостных стен Бухары, в полутора километрах от Каршинских ворот. @
Абу-л-Ма’али Саид ибн ал-Мутаххир ибн Саид ибн Али ал-Бохарзи – бухарский шейх Сайфиддин Бохарзи впоследствии названный Шейх-ул-олам (Шейх мира) родился в 1190 году в городе Бохарз (Иран). В городах Герате и Нишапуре он получил обычное в то время религиозно-юридическое образование и вскоре стал суфием. Достигнув редких успехов в мистике и переехав в Хорезм, был принят в число немногих мюридов популярного там шейха, основателя ордена кубравийа Наджмиддина Кубро (1145-1221). Был послан в Бухару Наджмиддином Кубро для распространения учения ордена кубравийа. Прожил в Бухаре около 40 лет, пользовался большим духовным авторитетом не только среди простого народа, но и среди правящей верхушки чагатайских ханов. Например Берке-хан, бpaт Батыя посещал в Бухаре Сайфиддина Бохарзи, получив благословение шейха, он принял ислам.
Сайфиддин Бохарзи пользовался в Бухаре большим влиянием, он основал знаменитую хонакох последователей суфийского течения кубравийа. Заведовал самим большим медресе того времени – Маъсудийе, построенном в Бухаре на средства Суюркуктепи-бики, матери ханов Менгу и Хулагу.
Умер Сайфиддин Бохарзи в 1261 году. После смерти шейх был погребен в Бухаре, им основанным местности Фатхобод.
Над его могилой в конце XIII в. был сооружен мавзолей, к которому в первой трети XIV в. было пристроено купольное здание хонакох с порталом. Этот хонакох был местом суфийских радений до конца XVIII в.
Возведенное над могилой Сайфиддина Бохарзи мечеть-хонакох и мавзолей представляет собой крупное здание с высоким порталом и двумя большими куполами. Это здание также представляет значительный интерес по своим архитектурным особенностям. Здание подвергалось многочисленным и разновременным перестройкам и ремонтам, и в значительной мере утратило свой первоначальный вид.
Здание состоит из двух частей, расположенных под одной оси с запада на восток. Каждая из них в плане квадратная. На восточной стороне главный вход с массивным порталом, возведенным по некоторым сведениям – при эмире Тимуре. Главный вход выделен сильным пештаком с трехчетвертными башенками на углах. Никакого декора нет ни снаружи, ни внутри.
Первое, большое по размерам помещение имеет еще два боковых входа. Оно покрыто куполом на низеньком барабане с прорезанными в нем окнами, довольно хорошо освещающими помещение. Тромпы купола довольно обычные – нишевидные, с декоративным алебастровым сталактитовым заполнением. Крайне интересны прямоугольные ступенчатые ниши в углах под этими тромпами, заставляющие предполагать, что конструкция и вид тромпов были некогда совершенно другими и что верхняя часть здания, как это нередко в Бухаре, возведена позднее, взамен обветшалой древней.
Второе, меньшее помещение примыкает с запада к первому и имеет только один вход из большого помещения. Оно также квадратное в плане, также перекрыто широким куполом на нишевидных тромпах и освещается через окна барабана в куполе.
Собственно, это помещение и является мазаром (гурхона), где был погребен Шейх Сайфиддин Бохарзи и его потомки. Здесь находилось то исключительное по тонкости работы и по художественности выполнения деревянное надгробие, часть которого хранится в настоящее время в Бухарском Музее-заповеднике Арк (другая часть этого надгробия было похищена еще до событий 1920 года). Это надгробие представляет собой один из самых блестящих образцов древней резьбы по дереву, достигшей прекрасной техники и высокого стиля. По времени оно должно быть близко к смерти шейха Бохарзи, т.е. изготовлено или в конце XIII, или в начале XIV в. По общему приему заполнения поверхности геометрическим звездчатым орнаментом и вставками с мелким растительным орнаментом, а также и по самому стилю сходно с надгробием, находящимся в Каирском музее (Египет) и датируемым XIII в.
По сторонам большой арки портала, по переднему фасаду, имелось несколько небольших келий, вход в которых был из большого помещения.
Несмотря на то, что, видимо, к поддержанию здания в целом прилагалось известное старание (мазар шейха Сайфиддина Бохарзи считался одним из наиболее уважаемых и посещаемых святых мест в Бухаре) сохранность здания была весьма неудовлетворительна. В необычайно толстых стенах его было много трещин и разного рода деформаций, причиной чего является болотистый грунт, на котором оно возведено при незначительной глубине фундамента.
В советский период времени рядом с мавзолеем, мечети-хонакох Сайфиддина Бохарзи была проведена железнодорожная ветка. Вследствие этого и из-за отсутствия должного внимания к этому объекту культурного наследия, обрушился купол хонакох, а примыкающая местность была заброшена и превращена в мусорную свалку.
В годы независимости нашей Республики комплекс Сайфиддина Бохарзи был капитально отремонтирован, по мере возможности приведен в первоначальный вид. Была убрана железнодорожная ветка. Вокруг комплекса был построен парк с названием “Фатхобод”.
В наши дни мечеть-хонакох Сайфиддин Бохарзи служит для пятничной и ежедневной пятикратной молитвы, на которую ходят молящиеся из близлежащих кварталов города Бухары.
Извините, обсуждение этой записи закрыто.