Хаммам Саррофон или Мира Йари
Хаммам Саррофон (другое название Хаммам Мира Йари). Мужская баня, расположен рядом с Токи Саррофон.
Дата постройки – 1538-1539 гг. #044. @
Вестибюль бани, перекрытый куполом, вплотную примыкал с юго-востока к Токи Саррофон, а по размерам в точности повторял его план. Но на его главных осях вместо проходов располагались большие пятигранные ниши для отдыха, в южной нише был устроен вход в моечную часть бань. На поперечных осях зала располагались входы. Композиционный центр моечной части бани – восьмигранный зал (мийан-сарай) – от него веером расходятся восемь помещений, различных по плану и назначению. Комнаты с резервуарами, откуда брали воду, вынесены на периферию сооружения. Под каменными полами бани устроена сложная система отопления. Стены зала покрывали росписи, в моечных помещениях они были декорированы панелями из плиток расписной майолики и, вероятно, также расписаны. “…бани [Бухары] так искусно выстроены, что подобных им нет на свете; рассказать о том, как они выстроены, было бы слишком долго” – вероятно, слова английского путешественника Антони Дженкинсон относятся именно к бане Саррофон.
Здание часто ремонтировалось. Купол вестибюля рухнул и в XIX в. был заменен плоским балочным перекрытием. Постепенно здания ансамбля потеряли связь между собой, их фасады были затянуты более чем на два метра грунтом. К 70-м годам ХХ в. Токи Саррофон, как и остальные торговые купола Бухары, выглядел приземистым расплывшимся сооружением, а баня с улицы была “обстроена” магазинами, банком и жилыми домами.
На протяжении 2-й половины 70-х – середины 90-х годов был убран грунт, накопившийся на улицах и в интерьере зданий почти за 500-летие. В процессе восстановления бани на стены ее помещений установили панели, собранные из плит майолики, выполненные по аналогии с древними. Вновь воссозданный нарядный вестибюль имеет плоское перекрытие на колоннах, стены покрыты замечательной резьбой по ганчу. Тимпаны сводчатого входа в моечную часть бани украшены орнаментом, собранным из плит майолики с растительным орнаментом. Выше в прямоугольной раме размещена вязь эпиграфики.
В наши дни баня Саррофон – одна из немногих зданий подобного типа, где полностью восстановлен древний план. Сейчас, помимо ресторана, в ней располагается музей.
Админы сайта выражают благодарность автору статьи Елизавете Гавриловне Некрасовой, за ее согласие публикации данной статьи на нашем сайте.
Извините, обсуждение этой записи закрыто.