Здание Таможни Железнодорожного вокзала царской России или Закотхона (таможня по сбору налога с товаров, прибывавших в Бухару по железной дороге).

Здание Таможни Железнодорожного вокзала царской России расположено за пределами старого города Бухары, к востоку от утраченных ворот Карши (Кавола).

Дата постройки 1901 год. #003. @

До строительства железной дороги связывающую Новую Бухару (современный – Каган) с Бухарой, выгружаемые на станции товары перевозились в Бухару по грунтовой дороге на ишаках и верблюдах. Дипломатическая переписка между бухарским и царским правительствами о строительстве дороги, связывающей Старую и Новую Бухару, велась на протяжении почти 10 лет.

В 1898 г. эмир был в Петербурге и вел переговоры со специалистами относительно железнодорожной линии между Старой и Новой Бухарой. Строительство началось в 1900 г. и проходило быстро, уже 23 сентября 1901 г. был составлен акт о принятии этой ветки дороги в состав Среднеазиатской железной дороги.

С осени 1901 г. отправляемые из Бухары и предназначенные для нее грузы стали погружаться и разгружаться прямо на станции  «Бухара», а новая железнодорожная линия по приказанию Николая II стала называться «Бухарская ветвь Среднеазиатской железной дороги».  Возле ворот Карши (Кавола) в 1901 году также были построены соответствующие здания инфраструктуры: железнодорожный вокзал, товарная контора станции Старая Бухара, закотхона (таможня по сбору налога с товаров, прибывавших в Бухару по железной дороге), полицейское управление и квартира русского полицейского пристава.

В закотхона , находящийся близ железнодорожного вокзала собирали налог с товаров, прибывших в Бухаре по железной дороге. Здесь взимался закот с партией товаров стоимостью не свыше 40 тысяч танга (более крупные партии оценивались главной закотхоной, расположенной к югу от Арка).

Здесь же, при закотхоне, была своего рода эльчихона, в которой останавливались временно лица из посольских домов и вообще иноземцы.

Строительство здания закотхона.

С 80-х годов XIX в. все казенные постройки воздвигались под наблюдением «Аз барои иморати подшои комиссия», в которую входили русские инженеры Сакович и Маргулис, мастера Ходжи Абдурахим Хаятов и усто Абдугафур Караулбеги. Поручение строить давал Верхний кушбеги, за счет средств Нижнего кушбеги. Строительство в черте города вел Хусейн Девонбеги; технадзор осуществляла названная «комиссия».

Строили эти здания русские подрядчики силами солдат (сарбозов) и дехкан, под наблюдением русских инженеров. Инженеры Сакович и Маргулис, входившие в состав «комиссии», были привлечены для технадзора еще эмиром Ахадханом.

За несколько десятков лет они соорудили ряд зданий, отвечающих стилю архитектуры современных им городов России, в том числе в здание таможни – закотхона.

В наши дни в здании таможни – закотхона расположены конторы различных учреждений и организаций.

icon-car.pngKML-LogoFullscreen-LogoQR-code-logo
Здание таможни железнодорожного вокзала царской России

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Здание таможни железнодорожного вокзала царской России 39.772683, 64.433817 Широта: 39.772655 Долгота: 64.433752