Кладбище Ходжа Нуробод. Хожа Нуробод қабристони (узб.). Қабристони Хӯҷа Нуробод (тадж.).
В карте Парфенова-Фенина кладбище обозначено под номером #473.
Кладбище – Пушта Ходжа Нуробод – большое древнее кладбище, образовавшееся задолго до XV в. В Бухаре некрополи назывались «пушта» (тадж.: насыпь, холм).
Большое по размерам кладбище Ходжа Нуробод было расположено в северной и северо-восточной частях старого города Бухары, в кварталах относящихся по методологии О.А.Сухаревой к джарибу Искандар-хон и Калобод. Джариб Искандар-хон располагался в северной части города, прилегая к городской стене между воротами Хазрати Имом и Самаркандскими, на юге доходя до Регистана. Джариб Калобод занимал северо-восточную часть города, располагаясь между Самаркандскими и Каршинскими (Каволя) воротами. На этом отрезке городской стены помещались и ворота Мазари Шариф.
На северо-востоке к кварталу Корхона («Мастерская») относящийся к джарибу Искандар-хон примыкало большое кладбище, известное под названием Ходжа Нуробод (Нуробод, букв, «созданный светом»), помещавшееся, по-видимому, на месте какого-нибудь древнего святилища. Оно упомянуто в «Книге Мулло-зода», где говорится, что там похоронены многие святые, шейхи и духовные лица (уламо). В какой-то период название кладбища служило и названием квартала: в вакуфной грамоте 1824-25 г. назван квартал Нуробод. У бухарцев имелось поверье, что Ходжа Нуробод, Ходжа Сесарон и Ходжа Аспгардон были братьями (ака-ука). Примечательно, что это сложившееся, несомненно, в довольно позднее время поверье связалось с древнейшими бухарскими кладбищами, оказавшимися внутри города в результате его роста.
Невзирая на крайнюю тесноту внутри городских стен и дороговизну городских участков, обширная территория кладбища, находившегося в той части города, которая славилась хорошими климатическими условиями, не застраивалась. На кладбище среди множества могил имелось три больших мавзолея (гурхона). Один из них, более старый, имел купольное перекрытие. Он был известен под названием мавзолея Комилбой (гурхонайи Комил-бой); второй, построенный – под названием мавзолея Очильди-бой. Приставка «бой» (богач) показывает, что это были богачи; откупив определенный участок кладбища, они, возможно, при жизни воздвигли семейную усыпальницу, в которой и были похоронены.
Часть кладбища находилась в квартале Песхона («Лепрозорий») джариба Калобод. Квартал представлял собой лепрозорий для прокаженных, он считался не гузаром, а махалла («слобода», «местечко»). В старину всякого бухарца, на которого падало подозрение в том, что он заболел проказой, помещали сюда, и он оставался здесь до самой смерти.
Квартал Песхона находился на северо-восточной окраине города, с севера и востока примыкая к полосе садов и посевов, а на западе – к кладбищу Ходжа Нуробод. Несомненно, лепрозорий образовался вне города и вошел в него при постройке городских стен в XVI в.
Святыней квартала считался находящийся на Нурабадском кладбище мазар Ходжа Нуробод. К нему приводили детей, так как считалось, что этот мазар излечивает от коклюша.
Кладбище было снесено в начале 50-х годов XX в.
В наши дни на бывшем месте кладбища расположены частные домовладения.
Автор архивной панорамной фотографии, где в кадр попало кладбище Ходжа Нуробод (кладбище отмечено желтым цветом и стрелками), советский археолог и востоковед, член-корреспондент АН Узбекской ССР – Шишкин Василий Афанасьевич (1893-1966). Фотография была сделана в 1935 году.
Извините, обсуждение этой записи закрыто.