Старый посольский дом Русского политического агентства. Россия сиёсий агентлигининг эски элчихонаси (узб.). Хонаи сафорати кӯҳнаи Агентии сиёсии Русия (тадж.).
В карте Парфенова-Фенина старый посольский дом Русского политического агентства обозначен под номером #123.
Старый посольский дом Русского политического агентства был расположен в квартале Чукур-махалла, сам квартал находился в юго-западной части старого города Бухары, относился по методологии О.А.Сухаревой (разделения позднефеодального города Бухары конца XIX – начало XX вв. по микрорайонам – джарибам) к джарибу Джуйбар.
Решение о создании российского Политического агентства в Бухаре было принято в ноябре 1885 года. Открытие агентства состоялось в августе 1886 года. В 1891 году агентство переехало в русское поселение Новая Бухара (Каган).
Старый посольский дом Русского политического агентства размещался в обширном саде Барот-бека, рядом с медресе Бокихон Накиб и кладбищем Эшони Имло. Он представлял собой три двора: обширный двор с конюшнями и навесами для экипажей; хозяйственный двор, квадратный, выстланный плитами двор с бассейном посредине. С трех сторон этот двор окружала кирпичная суфа, на которую выходили двери и окна окружавших его помещений. В глубине двора, против входа, находилась большая мехмонхона с прилежащей к ней во всю длину здания крытой террасой и центральным айваном на двух мраморных пьедесталах. Небольшой дахлиз делил эту часть здания надвое так, что два зала, украшенных резьбой и росписью, выходили на террасу семью дверьми с расположенными над ними окнами, забранными узорными решетками.
Здесь же находилась и небольшая русская амбулатория, которую всегда осаждали толпы больных.
Приводим небольшой текст описания старого посольского дома из книги «По Средней Азии: Записки художника Л.Е.Дмитриева-Кавказского» (изд. в 1894 году в книгоиздательстве А.Девриена., г. Санкт-Петербург), где автор книги Л.Е.Дмитриев-Кавказский периодически прибывал в этом доме в 1887-88 гг.:
«Остановился я в Бухаре, в доме нашего политического агентства, где мне отвели помещение во втором этаже, состоящее из комнаты и большой открытой террасы с совершенно отдельным входом. Одна сторона террасы выходит в прекрасный сад агентства с цветущими розами – это было в половине апреля – и густой сочной зеленью фруктовых деревьев. Сад, в котором бегают резвые джейраны, дикие козы и целыми днями не смолкая поют птицы, настолько велик, что в нем есть хлебные посевы с налитыми колосьями и виноградники, целые аллеи из роз и красиво цветущие гранаты».
Упомянутый сад образовался очень давно и вошел в границы города Бухары при строительстве последней стены, охватившей Джуйбар. Изменения в названиях сада (Чорбоги Хаким-ойим – XVI—XVII вв., Чорбоги Боки-хон – XVIII в., Чорбоги Барот-бек — XIX в.) отмечали переход этого сада из рук в руки. Во времена эмира Музаффар-хана этим садом владел крупный сановник, приближенный хана – Барот-бек, бывший в чине удайчи. Барот-бек происходил из простого народа. Придя в Бухару, он поступил на службу в эмирскую армию, постепенно возвысился до чина удайчи, разбогател и занял положение крупного чиновника-аристократа. Однако конец его был трагический: он был брошен в тюрьму (обхона) в Арке и умер от голода. Причиной ханского гнева послужило следующее. Однажды, когда эмир Музаффар-хан устроил большое гулянье в своем загородном дворце Ширбудун, Барот-бек, опьянев, вырвал бубен у музыканта и принялся сам играть на нем. Это увидел эмир и за то, что Барот-бек «уронил достоинство приближенного эмира», приказал схватить его, бросить в тюрьму, не давать ни пищи, ни воды. Барот-беку немедленно скрутили руки, взвалили его на лошадь, отвезли в Арк, бросили в обхону и оставили там. Гулянье в Ширбудуне продолжалось еще 7—8 дней, и, только вернувшись в Арк, эмир велел посмотреть, что сталось с Барот-беком. Несчастного вытащили из обхоны с признаками жизни, но он тут же умер. Как оказалось, мучимый голодом, он разодрал на себе одежду и пытался откусить кусок мяса от собственного плеча. Это происшествие сделалось широко известным в Бухаре, а сад получил имя Барот-бека. После казны Барот-бека сад был конфискован в пользу эмира.
В наши дни на бывшем месте старого посольского дома проходит небольшая внутриквартальная дорога и построены частные домовладения.
Автор первой и второй архивных фотографий (порядок слева направо), где запечатлены старый посольский дом и двор Русского политического агентства – французский астроном, профессор, граф Аймар Эжен де ла Баум Плувинель (1860-1938). Фотографии были сделаны в далеком 1887 году.
Автор третьей по порядку архивной фотографии, где запечатлено торжество по случаю открытия станции железной дороги «Бухара» в старом посольском доме – художник, выдающийся фотограф Александр Карлович Энгель (1848-1918). Фотография была сделана в 1888 году.
Автор червертой и пятой по порядку рисунков старого посольского дома, нарисованное с натуры пером – гравёр на меди, рисовальщик, офортист Лев Евграфович Дмитриев-Кавказский (Арслан) (1849-1916).
Авторы сайта выражают благодарность Виталию Бадмину, за помощь в поиске информации в подготовке данной статьи.
Извините, обсуждение этой записи закрыто.