Хауз Мурдашуён. Мурдашўён ҳовузи (узб.). Ҳавзи Мурдашўён (тадж.).
В карте Парфенова-Фенина хауз обозначен под номером #248.
Хауз был расположен в одноименном квартале Мурдашуён, сам квартал находился к югу от цитадели Арка, относился по методологии О.А.Сухаревой (разделения позднефеодального города Бухары конца XIX – начало XX вв. по микрорайонам – джарибам) тоже к джарибу – Мурдашуён.
Согласно данным диссертации архитектора и историка архитектуры, специалиста по истории архитектуры и градостроительства Виктора Ильича Кочедамова (1912-1971 гг.) «Архитектура хаузов (бассейнов) Бухары и Самарканда»: Хауз Мурдашуён имел площадь 342,7 метр квадрат, объём 947,9 метр куб, водоёмкость 754,1 метр куб.
Квартал Мурдашуён («Обмывальщики мертвых»), или Джилявхона («Помещение для уздечек») считался довольно большим, он состоял из 60-70 домов. Название Джилявхона относилось лишь к северной, выходящей к Регистану, части квартала. Одна из улиц квартала, на которой находились ряды мастеров по изготовлению ослиных и верблюжьих седел (тукум), носила название Тукумдузи и также выступала как самостоятельная часть квартала.
Все три части квартала, хотя и объединялись общей мечетью, были настолько обособлены, что для каждой из них число домов указывалось отдельно. Особенно обособлена была основная часть квартала, насчитывавшая 40-45 домов, где жили обмывальщики мертвых (мурдашуй). Этим занимались как мужчины, так и женщины, каждый обмывая мертвецов своего пола. Они представляли собой замкнутую эндогамную общину. Ее членов, наследственных обмывальщиков мертвых, отделял от остального населения города суеверный страх и брезгливое к ним отношение. С ними не только не вступали в брак, но не ели с одной скатерти, не пили из одной чашки. Однако по законам общинных отношений, связывавших жителей квартала, их, как и остальных членов соседской общины, приглашали на свои пиры (туй) и сами посещали их пиры; но при этом для гостей – обмывальщиков расстилалась отдельная скатерть, с которой не ели ни хозяева, ни другие гости. Так же поступали и обмывальщики, приглашая к себе в гости посторонних. Жившие в квартале представители сословия сипо, а также крупные баи в силу своего привилегированного положения могли позволить себе некоторые вольности – они не звали обмывалыциков на свои пиры и сами не ходили к ним.
Часть квартала, носившая название Джилявхона, состояла из 10-12 домов, другая его часть, Тукумдузи, -из 5-6 домов; их жители занимались изготовлением верблюжьих и ослиных седел, работали в обращенных на улицу лавках-мастерских, за которыми находились обращенные в противоположную сторону их жилые дома. Здесь же были мастерские кузнецов, выделывавших кетмени (таш). Неподалеку от лавок седельщиков находилась баня — Хамбоми Тукумдузи. Один из переулков с тупичками был населен семьями «пиявщиков» (шуллукчи) и также носил особое название – Кучаи шуллукчихо («Улица пиявщиков»).
В квартале имелось два хауза: один возле мечети — хауз Джилявхона, второй севернее – хауз Мурдашуён. Причиной существования в квартале двух хаузов являлось то же суеверное отношение к обмывальщикам мертвых, нежелание пользоваться хаузом, из которого они черпают воду.
Хауз Мурдашуён снабжался водой от девятой ветви канала Шахр-руд. Близ хаузи Мавлоно Асири от канала Шахр-руд отходили одновременно восьмая и девятая ветви в виде тазаров. Правая, восьмая ветвь, шла в направлении Регистана и снабжала водой хаузи Шир Мухаммад Джувоз, Мирзо Гафур, Мир Хашим (Назарча), хаузи Нав, отдельная ветка тазара шла от Регистана вдоль его южной стены до хаузи Кози-калон. Левая, девятая ветвь, отходя от арыка Шахр-руд, снабжала водой через тазары хаузи Каплан, хаузи Ахтачи, хаузи Масжиди Баланд, хаузи Баланд, хаузи Баратбек, хаузи Мурдашуён.
Хауз был закопан в годы борьбы с “риштой” предположительно в начале 30-х годов прошлого столетия.
В наши дни на бывшем месте хауза расположен благоустроенный сквер.
К сожалению, нам не удалось определить автора фотографии хауза Мурдашуён. Фотография хауза была сделана предположительно в конце 20-х годах прошлого столетия.
Извините, обсуждение этой записи закрыто.