Мечеть, хонакох Файзобод
Мечеть-хонакох Файзобод расположена в северо-востоке города Бухары.
Она была построена в 1598-1599 годах, по инициативе и на средства известного суфия Мавлоно Поянда – Мухаммад Ахси Файзободи. @
Шохи Ахси (в просторечии – Шои Ахси) – “Царь Ахси” – прозвище известного суфия, основателя суфийского центра, строителя хонакох Файзобод и квартальной мечети в старом городе Бухары Хазрата Поянда Муҳаммад (полное имя суфия – Мухаммад бин Мир Дарвеш Муҳаммад бин Мир Обид ал Хусайн ал Ахсикатий ал Аббосий). Ахси, или Ахсикент, – город в Ферганской долине (Наманганская область, Туракурганский район), неподалеку от которого находилось местопребывание крупных ферганских ходжей, с которыми, были связаны происхождением и родовитые ходжи из квартала Шохи Ахси.
Хазрат Поянда Мухаммад Шох Ахсавий – благородный святой, великий просветитель, поэт, муршид своего времени, внесший важный вклад в развитие тариката Накшбандия. Умер в 1601 году, похоронен в Бухаре, в небольшом мазаре, который находится к востоку от построенного им хонакох Файзобод.
Здание выполняет две функции – мечети, о чем свидетельствует михраб для молитв указывающий направление на Мекку; и хонакох, в чем можно убедиться, увидев три этажа худжр (келий), в которых жили дервиши. Раньше постройка называлась Шохи Ахси, но со временем название перешло ко всей местности окружающей мечеть, а мечеть была переименована в честь своего строителя.
Архитектура мечети является образцом архитектуры XVI в., в которой чувствуется пропорциональность, симметрия. Здесь сделана интересная попытка обновления традиционной схемы путем введения по боковым фасадам открытых подобно анфиладе галерей, которые как нельзя лучше отвечали условиям азиатского климата. Введение галерей совершенно по-новому формирует архитектонику здания, организуя по трем фасадам сквозную аркаду. По главному же фасаду возникает нарастающая трехступенчатая композиция: сквозная арка галереи, два яруса лоджий-ниш и в центре – сводчатый портал
Но наиболее впечатляюще в Файзободе все же задний фасад. Необычайно сильные архитектурные формы являют здесь полное соответствие функционально-планировочной и инженерно-конструктивной основе здания. И это единство утилитарной, технической и архитектурно-художественной сторон определяет полноценность всего художественно-образного строя. Нарастание массивных объемов идет от широкой полосы аркады обводной галереи (в центральной части она повторена в настенном варианте), через два восьмерика открытой купольной конструкции, выраженной снаружи вздутиями сомкнутых сводов, к завершению сильной, выведенной уступами купольной скуфьей.
Большой, высокий, светлый зал хонакох Файзобод параден, как дворец. И как бы в контрасте с мощью внешних архитектурных форм внутри зала возникает воздушная легкость сетчатых парусов, над которыми как бы взмывает ввысь сталактитовый венец и чаша купола над ним, чья поверхность обработана в приеме кырма тонким сложно сплетенным растительным орнаментом (серый резерв по чуть желтоватому ганчу), напоминающим текстильные узоры. Здесь много воздуха и нет замкнутости. Творческий замысел мастеров не скован назначением сооружения, архитектура его пронизана изящной светскостью.
При хонакох было небольшое медресе. По сохранившему документу, касающегося деятельности хонакох можно узнать о том, что мударрис этого учебного заведения получал зарплату 20 золотых монет.
В советский период времени здание мечети-хонакох Файзобод использовалось как склад колхоза имени Ленина.
В годы независимости в мечети-хонакох был произведен капитальный ремонт, близлежащая территория была обустроена.
В наши дни мечеть, хонакох Файзобод для пятничной и ежедневной пятикратной молитвы, на которую ходят молящиеся из близлежащих кварталов города Бухары.
Извините, обсуждение этой записи закрыто.