Мечеть Ходжа Намадпуш. Хожа Намадпўш масжиди (узб.). Масҷиди Хӯҷа Намадпўш (тадж.).
На карте Парфенова-Фенина мечеть как отдельный объект не обозначена, но так как мечеть находилась территории одноименного кладбища Ходжа Намадпуш (Али Атласпуш), которая обозначено на карте под номером #7 (X в. – 60-е годы XX в.), мы за данной мечетью закрепили тот же номер – #007.
Ходжа Намадпуш – шейх Хасан Намадпуш (намадпуш – одетый в войлок, человек, который носил одежду из войлока), суфийский шейх, дату смерти которого, историки указывают 1115 год.
Мечеть была расположена на территории кладбища Ходжа Намадпуш (Али Атласпуш), на северной стороне кладбища. Само кладбище находилась к востоку от ворот Мазари Шариф. Это кладбище упоминается в «Книге Мулло-зода», где приводится полное имя святого – Хасан бин Юсуф ас Самони ал Бухари:
«По направлению к кыбле от [могилы] Дихкана Сугди – ограда суфийских шейхов: шейха Хасана Намадпуша, а он – Хасан ибн Юсуф ал-Бухари ас-Самани, – да помилует его Аллах. Арслан-хан Гази его называл своим отцом, и так как царствующий султан был к нему привязан, то очистил Бухару от людей вольнодумных и еретиков, каждого суфия, который в базарный день пил воду у водоноса [затем] выдворял его из города и говорил «Он не соблюдает [правила] суфийста! Несоблюдение суфийства равносильно отказу от требований Аллаха! 30 лет в дни [соблюдения] поста он находился в ханаке Бухары. Его ифтар состоял из небольшого количества таких вещей как листья репы и другой зелени. В конце концов некий смельчак из [числа] вольнодумных людей в полдень вошел в ханаку, ударил топором по его благословенной голове и предал его мученической смерти. Его святейшество шейх ал-’алам- да освятит Аллах его душу, – многократно изволил говорить, что в землю Бухары отошли два человека, у которых нет нужды в живых. Один [из них] шейх Абу Исхак Калабади, а другой — ходжа Намадпуш, – да помилует Аллах обоих. Смерть ходжа Намадпуша приключилась в 509/1115 -16 г;
Говорят, что следующий стих принадлежит ему:
Этот ветхий войлок я надел ради единственной [цели],
Дабы ты не подумал, что я [его] надел ради себя,
Я увидел, что мое тело — палатка султана вечности,
Сбросил [с себя] атлас и надел войлок».
Среди жителей города Бухары было распространено предание, что этот святой был «как каландар», носил одежду из войлока. Ему приписывалось следующее чудо: начало намаза (суннат) он читал в Бухаре, а окончание (фарз) дочитывал в Мекке, переносясь туда чудесным образом.
Небольшая купольная мечеть Ходжа Намадпуш была из жжёного кирпича с небольшим айваном на деревянных колоннах с одной стороны. К южному фасаду примыкало помещение школы.
Мечеть Ходжа Намадпуш была разобрана в 1949 году. В наши дни на этом месте расположены частные домовладения.
Архивная фотография мечети Ходжа Намадпуш была сделана во второй половине 40-х годов прошлого столетия, во время обследования под руководством Балаева.
Извините, обсуждение этой записи закрыто.