Мечеть Дасторбандони Джуйбар. Дасторбандони Жўйбор масжиди (узб.). Масҷиди Дасторбандони Жўйбор (тадж.).
На карте Парфенова-Фенина мечеть Дасторбандони Джуйбар обозначена под номером #111. Начало XIX в.
Мечеть была расположена в квартале Дасторбандон, сам квартал находился в юго-западной части старого города Бухары, относился по методологии О.А.Сухаревой (разделения позднефеодального города Бухары конца XIX – начало XX вв. по микрорайонам – джарибам) к джарибу Джуйбар.
Квартал Дасторбандон (“Повязывающие чалму” – родовое прозвище) по данным обследования Института тропических заболеваний в 1928 году состоял из 56 домов. Жители квартала занимались выработкой шелка-канауса, адраса и, по некоторым сведениям, шелковых чалм. Например, Усто Гулом-адрасбоф из этого квартала производил адрас, имел 15 станков. В квартале жили также два абрбанда, имевшие здесь свои мастерские. Бухарцы занимались в большинстве строительными ремеслами, здесь жили плотники и каменщики.
Мечеть квартала была из жжёного кирпича, с балочным перекрытием, и имела айван. Территория двора мечети была ограждена кирпичной стеной небольшой высоты. Вход во двор мечети был оформлен купольной дарвозахоной. Над ним была небольшого размера муаззинхона (азанчихона).
В квартале были и суннитская мечеть, и шиитский молитвенный дом (хусайнияхона). Здесь имелись также школа и помещение для омовений (тахоратхона), очень благоустроенное (даскох).
В вакуфной грамоте 1809-10 г. упоминается квартал Мирзо-хаджи-дасторбанд, и таким образом раскрывается значение названия квартала. Повязывание чалм «дастор» (больших, парадных) было особой профессией. Специалисты дасторбанды были, например, при дворе последнего бухарского эмира Алимхана. Этим делом занимался и названный в документе Мирзо-хаджи. Вероятно, профессия, как это бывало обычно, перешла к его потомкам, дала им родовое прозвище, сделавшееся и названием квартала.
По упоминаниям кварталов и строителей квартальных мечетей в актах или по семейным преданиям иногда можно проследить историю образования семейно-родовых имен или происхождение отдельных семейно-родовых групп. Так, название квартала Дасторбандон, встречающееся в документах начала XIX в., представляется происходящим от имени специалиста по повязыванию парадных чалм знати — Мирзо-хаджи-дасторбанда. Очевидно, с течением времени потомки этого лица образовали заметную группу, и название квартала приобрело форму множественного числа по ее семейно-родовому прозвищу или, возможно, по ее профессии.
В наши дни на бывшем месте мечети построены частные домовладения.
Автором фотографии мечети Дасторбандони Джуйбар является советский архитектор и реставратор – Борис Николаевич Засыпкин (1891-1955). Фотография была сделана в 1929 году.
Извините, обсуждение этой записи закрыто.