Мечеть Усто Рухи. Усто Рухи масжиди (узб.). Масҷиди Усто Рухи (тадж.).

На карте Парфенова-Фенина мечеть обозначена под номером #302. Вторая половина XVI в.

В квартале Усто Рухи размещался один из суфийских центров Бухары. Архитектурный комплекс Усто Рухи состоял из хонакох, мечети и медресе, построенные во второй половине XVI в.

Мечеть относился к кварталу Усто Рухи (имя ремесленника, усто – «мастер»). Квартал принадлежал к самым большим кварталам города, в него входило 210 домов.
Мечетей на территории квартала было две: одна – мечеть Усто Рухи – была «панджвакти», т. е. предназначалась для ежедневной пятикратной молитвы; вторая, известная под названием мечеть Боло хауз («Мечеть над хаузом»), была мечетью эмирской; туда иногда приходил на намазы эмир со своей свитой. Обычными посетителями ее были многочисленные торговцы, лавки которых располагались неподалеку, на Регистане. Перед этой мечетью находился большой, обложенный мрамором хауз, который и дал мечети ее имя. Святыней квартала Усто Рухи была давшая ему название могила – мазар святого Усто Рухи, находившаяся внутри мечети. Вероятно, это было лицо историческое. В. Л. Вяткин упоминает «мистика Шамсуддина Рухи, ученик которого, шейх Джамиль, был духовным наставником Абдулазиз-хана, сына Убейдулла-хана». Это позволяет отнести время жизни святого к первой половине XVI в.
Прозвище шейха, вероятно имевшее значение «духовный» (от араб, «pyx»- «дух»), понималось как производное рух (в произношении «рух» – «цинк», в связи с чем имя святого стало пониматься бухарцами как имя ремесленника – металлиста. Это вызвало появление соответствующих легенд и поверий, вероятно породивших эпитет «усто» («мастер»). По одной легенде, распространенной среди населения близлежащих кварталов, святой был мастером по обработке цинка; его мастерская находилась под полом мечети, и человек богобоязненный и чистый, приложив ухо к полу, мог якобы услышать стук молотков работающего святого.
Согласно второй легенде, Усто Рухи был учеником святого Бобои Порадуз, патрона сапожников. Бобои Порадуз приказывал своему ученику собирать обрезки кожи и сор, остававшиеся у него при починке обуви, и сносить все в чулан (мадон) своего дома. Однажды ученик усомнился, в здравом ли уме его учитель. Учитель сразу понял это и велел ученику пойти и набрать в полу халата несколько пригоршней имевшегося в комнате сора. Когда ученик открыл дверь, то увидел, что весь сор превратился в золото. Он раскаялся в своих сомнениях и просил у учителя прощения. Тот велел ему построить на это золото мечеть. Это и была мечеть Усто Рухи, названная так по имени ее строителя, который, отказавшись от всего земного, предался совершенствованию своего духа, вследствие чего и получил прозвище Усто Рухи.
Название Рухи упоминается как название соборной мечети в грамоте 1615 г. Квартал Усто Рухи упомянут в вакуфной грамоте 1788-89 г.

Мечеть Усто Рухи была постройки из жжёного кирпича, в плане прямоугольная, с плоским балочным перекрытием. Айван мечети  был с восточной стороны. Конструктивно этот айван был с мраморной базой из двух резных деревянных колонн.

Вход в мечеть осуществлялся с южной стороны. Вход во двор мечети был оформлен купольной дарвозахоной. Над ним была небольшого размера муаззинхона (азанчихона).

Хонакох Усто Рухи был постройкой из жжёного кирпича, с довольно массивным купольным сводом. Хонакох выполнял функцию соборной, пятничной  мечети – “джумахони”.

Здание мечети-хонакох представляло собой сочетание купольной мечети, лежащей на западной стороне двора, со сводчатыми галереями, которые проходили вокруг двора. По архитектуре мечеть-хонакох Усто Рухи был схож с такими соборными мечетями как Ходжа Калон, Шайх Шона.

Автор книги «Тарихи Нофеъи» Мухаммад Али Балджувани написал нижеследующее об этой мечети-хонакох:
“В городе имеется более 200 кварталов, 360 повседневные (квартальные) мечети, 18 соборных мечетей. Пять из них очень известные. Мечеть Калян имеет 200 каменных колонн. Прежняя (боний) мечеть была построена Муавией и Кутейбой, Красным Арсланом, а нынешняя- Абдулазизханом. Высота 96 газов. Вторая мечеть расположена у подножия Регистана (Поянда Регистан). Третья мечеть – Усто Рухи, четвертая- мечеть Ходжа и пятая мечеть – мечеть Шейх Шона.
Площадь мечети Каляна составляет 12 таноб (81), мечеть Поянда-8 таноб, Усто Рухи – 2 таноб, Ходжа-8 таноб и Шейх Шона – 6 таноб”. (*один таноб равен 39,9 метрам)

Мечеть-хонакох Усто Рухи также упомянута в книге русского ученого-ориенталиста, члена-корреспондента Петербургской Академии наук – Н.В.Ханыкова (1822-1878) «Описание Бухарского ханства» (СПб., 1843):
“3) Мечети. Всех мечетей в городе 360, по числу улиц, главных же или мечетей Джума восемь, они: 1) Месджиди Балянд при ней же находятся описанная и срисованная у Барона Мейндорфа башня; 2) Месджиди Уста Рухи, 3) Месджиди Миракан, 4) Месджиди Джуйбар, 5) Месджиди Гаукушан, 6) Месджиди Шайх Шана, 7) Месджиди Халифа Хусейн, 8) Месджиди Паянда Аталык”.

Мечеть, хонакох и медресе Усто Рухи были снесены в начале 50-х годов прошлого столетия.

В наши дни на этом месте построены частные домовладения. Ориентир нынешняя улица Максим Карима. Архитектурный комплекс Усто Рухи  находился в северо-восточной стороне относительно к мечети Боло Хауз.

Автор архивной фотографии мечети Усто Рухи, использованная для фотосравнения – узбекский советский искусствовед, историк искусства, востоковед, доктор искусствоведения, профессор Лазарь Израилевич Ремпель (1907-1992). Фотография была сделана в конце 30-х годов прошлого столетия.

icon-car.pngKML-LogoFullscreen-LogoQR-code-logo
Мечеть Усто Рухи

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Мечеть Усто Рухи 39.778214, 64.407896 Широта: 39.778249 Долгота: 64.407871