Кладбище Эшони Имло. Эшони Имло қабристони (узб.). Қабристони Эшони Имло (тадж.).
Мечеть при кладбище Эшони Имло. Масҷиди қабристони Эшони Имло.
На карте Парфенова-Фенина само кладбище обозначено номером #120 (XVIII в. – середина XX в.), а мечеть обозначена под номером #121 (вторая половина XVIII в.).
Кладбище, мечеть Эшони Имло1 как и архитектурный ансамбль Хиёбон находился в квартале Хаджи Хабибулло2, или Хиёбон, на улице протянувшийся по восточной границе Джуйбара. Этот квартал считался одним из крупнейших в Бухаре.
Большую часть территории квартала занимало кладбище Эшони Имло. Оно было настолько значительно, что во многих сообщениях его название выступает как второе название всего квартала или северной его части. Как говорят, на кладбище находились могилы самого ишана Имло и Хальфа Худойдода (имя которого носит близлежащий квартал). Обе они почитались как мазары; над ними были воздвигнуты шесты с хвостами яков. На этом же кладбище была усыпальница эмирской семьи («гурхонайи подшохо»), имевшая вид мавзолея. По сообщениям, место, где хоронили членов эмирской семьи, было огорожено и у привратного помещения (дарвозахона) всегда стояли на страже сарбазы.
Архитектурный комплекс Эшони Имло состоял в основном из построек жжёного кирпича, в том числе: 1 – Входной части с купольной дарвозахоной; 2 – Ошхона (комната для приема пищи); 3 – Мечети (В плане квадратная, с 4-х купольным сводом, айван мечети с южной, с восточной и северной сторон. Конструктивно этот айван был с мраморной базой из 11-ти резных деревянных колонн); 4 – Худжр небольшого медресе; 5 – Небольшого минарета; 6 – Выхода к мазару с купольной дарвозахоной; 7 – Поминальной мечети; 8 – Хазира с мазарами Хаджи Хабибулло, Эшони Имло, Шайха Сафара, эмира Шахмурада; 9 – Хазира эмиров Хайдара, Насруллы и Музаффара; 10 – Водяного резервуара – сардоба (откуда жители окрестных кварталов брали воду для питья. Об этой сардобе шла дурная слава: считалось, что она притягивает к себе людей (“зовет” – бонг мезанад)).
В интерьере мечети была изящная отделка арок, михраба и сводов.
Именно на этом кладбище когда-то были захоронены четыре бухарских эмира из мангытской династии:
- Шахмурад (Шохмурод ибн Дониёлбий; 1749—1800) — третий правитель из узбекской династии мангытов в Бухарском эмирате в 1785—1800 годах.
- Хайдар (1775—1826, годы правления 1800—1826) — четвёртый правитель узбекской династии мангытов Бухарского эмирата, старший сын эмира Шахмурада.
- Насрулла (1806—1860), полное имя Эмир Наср Улла Бахадур Хан— седьмой правитель Бухарского эмирата (1827—1860), из узбекской династии мангытов третий сын эмира Хайдара.
- Музаффар (1834— 31 октября 1885), полное имя Сайид Музаффаруддин Бахадур Хан, восьмой правитель из узбекской династии мангытов в Бухарском эмирате с 1860 года.
Кладбище и мечеть были снесены и разрушены в 1938 году.
1. Эшони Имло – которого в Бухаре называли “святым последнего времени” – авлиёйи охир ул-замон, после него святых не было и не будет. По преданию Эшони Имло жил в квартале Харротон, получившем впоследствии его имя. Эшони Имло родился в 1686 году в городе Бухара. Время жизни этого святого относится к первой половине XVIII в.; он умер в 1748/49 г.
2. Хаджи Хабибулло или Ишан-хаджи – “обновитель (муджаддид) XII мусульманского столетия” (умер в 1699 – 1700 г.).
Время жизни ишана Имло и Хаджи Хабибулло в некоторых сообщениях было отнесено к царствованию ≪эмира Джаннат-макони≫, т. е. эмира Шах-Мурада (1785—1800), причем указывалось, что один был учителем другого (по – видимому, ишан Имло был учителем Хаджи Хабибулло).
Автор заглавной фотографии где, запечатлен общий вид кладбища, нам не известен, приблизительно фотоснимок сделан в конце XIX или в начале XX вв. Автора первой фотографии фотогалереи (порядок фотографий сверху вниз, слева направо) нам тоже не удалось идентифицировать, год фотосъемки конец XIX в. Вторая фотография сделана известным архитектором и реставратором Борисом Николаевичем Засыпкиным (1891-1955) в 1929 году. В третьей по счету фотографии приведен подробный план кладбища Эшони Имло. Авторы последующих фотографий нам тоже неизвестны. Последняя, пятая по счету архивная фотография сделана в 1937 году.
Извините, обсуждение этой записи закрыто.