Медресе Шодимбий. Шодимбий мадрасаси (узб.). Мадрасаи Шодимбий (тадж.).
На карте Парфенова-Фенина это медресе обозначено под номером #300. Вторая половина XVI в.
Медресе Шодимбий (или Шодибий) было построено во время правления шейбанида Абдулла-хана II (1583-1598) по инициативе и на средства Шодимбий Аталыка ибн Лалбий Аталыка. Шодимбий всегда был среди доверенных лиц Абдулла-хана II. Он храбро сражался в самых тяжелых боях.
Раньше вдоль длинной стороны площади Регистан, рядом с мечетью-хонакох Болои хауз, тянулись стены медресе Шодимбий. Медресе Шодимбий было двухэтажным, примечательно то, что первый этаж медресе было из жжёного кирпича, а второй этаж деревянно-каркасной конструкции. Медресе было в плане прямоугольное. На первом этаже были расположены помещения мечети и дарсхона, а на втором худжры, жилые помещения для учащихся медресе.
Рядом с медресе был расположен одноименный мавзолей. Мавзолей был в виде купольной постройки с обращенным на восток порталом и небольшим куполом на высоком барабане. Портал сохранил незначительные остатки изразцовой облицовки.
Медресе Шодим-бий с одноименным мавзолеем на левом фланге соседствовало с самостоятельно решенной мечетью Болои Хауз, ориентированной по оси вход в Арк.
Медресе Шодимбий относился по данным журнала «Шуро» (Оренбург, 1916, №12) к категории «высших» учебных заведений Бухары, с годовым вакуфным доходом 40 тысяч танга. В медресе Шодимбий преподавал мударрис высокого ранга – мударриси «банораспуш» (получающие халаты из дорогой ткани банорас). При медресе была библиотека.
В медресе было 87 худжр. Медресе Шодимбий было одно из немногих 22 бухарских медресе, где чтение лекций продолжалось до событий 1920 года.
Медресе Шодимбий также упомянуто в книге русского ученого-ориенталиста, члена-корреспондента Петербургской Академии наук – Н.В.Ханыкова (1822-1878) «Описание Бухарского ханства» (СПб., 1843).
Медресе Шодим-бий было в плохом состоянии, поэтому вакфный отдел в 1923 году отдал приказ о ее снесении.
В наши на бывшем месте медресе Шодимбий расположены парковка для автотранспорта и заведение общественного питания.
Извините, обсуждение этой записи закрыто.