Хаммам Гозиён. Ғозиён ҳаммоми. Ҳаммоми (ҳамбоми) Ғозиён.
В карте Парфенова-Фенина хаммам обозначен под номером #085.
Дата постройки хаммама Гозиён – XVI в.
Хаммам был расположен в квартале Гозиён, сам квартал находился в южной части старого города Бухары, относился к джарибу Турки Джанди*.
Баня (хаммам) Гозиён была женская.
Квартал Гозиён («Борцы за веру») считался одним из крупных, он состоял из 104 домов (Т, 1929 и 1930 – 50 домов). По роду занятий здесь больше всего было торговцев и мулл. Жили и ремесленники: часовщик (соатсоз), две семьи сапожников (музадуз), ткачи шелка (шоибоф и адрасбоф), среди которых был устокор Носир-бой, в доме которого работало несколько наемных ткачей (халфа). Жили в этом квартале также служилые люди (сипо) и знатные сановники.
Квартал Гозиён был одним из центров мусульманского образования в Бухаре. В квартальном и суфийском центре Гозиён (1-я половина XVI – XIX вв.) были расположены: хонакох XVI в., медресе Гозиёни калон («Большое медресе борцов за веру») нач. XVI в. и Гозиёни хурд («Малое медресе борцов за веру») нач. XVI в., хауз XVI в., медресе Мулла Мухаммад Шариф сангин (кирпичное) 1143/1730-31 – 1146/1733-34 гг.; медресе Мулла Мухаммад Шариф чубин (деревянное) XIX в.; мазар Имам Гози; мазар суфия ходжа Мухаммад Захида Бухари, хаммам (баня) Гозиён XVI в.
Рядом с баней Гозиён находилась большая благоустроенная тахоратхона, в которой вода зимой согревалась. Обязанности истопника на памяти информаторов выполнял пойкор. На перекрестке располагался небольшой базарчик (сари бозори Гозиён) из 18 лавок. В числе лавок были две чайханы, пекарня, мясные и овощные лавки и цирюльня (сартарошхона).
Хаммам Гозиён был традиционный в плане. Традиционный план бань состоял из трёх основных частей, где последовательно друг за другом располагались вестибюль, моечная часть и топка. Вестибюль представлял собой большой купольный зал с нишами для одежды и суфами. Моечная по вертикали разделялась на две части, верхнюю – собственно купальню и нижнюю – подпольную систему отопления. Композиционным центром моечной части являлся восьмигранный зал (мийан-сарай), от которого расходились помещения различные по назначению (для мытья, отдыха, массажа), температуре, размерам и перекрытиям. Помещения с подогреваемыми резервуарами для воды устраивались на периферии моечных. Подпольная система отопления состояла из магистрального канала, начинавшегося от топки. От него отходили боковые каналы, обогревая моечные помещения, за исключением зала для отдыха и первого, выходившего в вестибюль.
Хаммам Гозиён был построен из жжёного кирпича, одноэтажный, в плане прямоугольный, с купольными сводами. Строительство многих бухарских бань, в том числе бани Гозиён, приписывается шейбаниду Абдулла-хану II, при котором строились большие бани с просторными помещениями и мраморными полами.
Любопытно, что доход с хаммама Гозиён согласно вакфа, поступал на нужды медресе Абдулла-хана II.
Хаммам предположительно был снесен в конце 30-х годов XX в.
В наши дни на бывшем месте хаммама расположены частные домовладения.
Авторы планов и обмеров хаммама (бани) Гозиён бригада архитекторов в составе А.Ковалева, З.Николаевской и В.Мартино.
* Методология этнографа О.А.Сухаревой: разделения позднефеодального города Бухары конца XIX – начало XX вв. по микрорайонам – джарибам. Джариб Турки Джанди располагался в южной части города, между воротами Саллаххона и Шайх Джалол. В этом отрезке стены имелись еще одни ворота – Намозгох. За ними находилось место праздничных молитв, на которые выходило два раза в год все мужское население Бухары. На расстоянии полукилометра от города еще при эмире Тимуре был выстроен комплекс культовых зданий, известных как Намазгах.
Извините, обсуждение этой записи закрыто.