Хаммам Машади Косим (Таи Чорбог). Машади Қосим (Таи Чорбоғ) ҳаммоми (узб.). Ҳаммоми (ҳамбоми) Машади Қосим (Таи Чорбоғ) (тадж.).
В карте Парфенова-Фенина хаммам (баня) обозначен под номером #122. XIX в.
Хаммам Машади Косим или Таи Чорбог был расположен в квартале Таи Чорбог, сам квартал находился в юго-западной части старого города Бухары, относился по методологии О.А.Сухаревой (разделения позднефеодального города Бухары конца XIX – начало XX вв. по микрорайонам – джарибам) к джарибу Джуйбар.
Квартал Таи чорбог (“Возле сада”), или Гузари нау (“Новый квартал”) состоял из 60 домов. Главным занятием жителей квартала было шелкоткачество. Здесь вырабатывался шелк-канаус, адрас и платки, выполнявшиеся техникой тирма. 15-20 семей занималось торговлей пряностями и мелочной торговлей. Здесь жил также духовный глава шиитской общины – шейх Мад-Косим. При доме был построен большой молитвенный дом шиитов (хусайнияхона). На женской половине устраивались женские моления, которыми руководила жена Мад-Косима, почтительно именовавшаяся Оя-муллоджон.
Хаммам Машади Косим («машади» – мешхедец, так называли жителей Бухары, недавно переселившихся из Ирана) или Таи Чорбог был построен в XIX в. В некоторых источниках этот хаммам назван как хаммам Накиб.
Бани находились в частном владении или составляли вакф богоугодных заведений. Они представляли собой доходную статью. Судя по названию, мужская баня Машади Косим находился в частном владении.
Обычно во главе бани находился ее собственник или арендатор, он же и кассир. В его подчинении были истопник (гуллях) и до шести рабочих. Они привозили собранный ими на улицах города горючий мусор. Два человека черпали в это время воду из колодцев. В помещении бани находилось несколько массажистов (ходимичи) и банщиков (халтачи). Посетители раздевались в общем помещении (мионсарой), а затем, получив от массажиста набедренник (лунги) и таз (лаган), шли мыться. Массажист клал один набедренник на пол, другой надевал клиенту на голову и начинал массаж. Он же смазывал ему тело кислым молоком (против чесотки) и если тот жаловался на боли в ногах, смазывал их салом птицы (равгани кутаи) или натирал спину конским жиром (равгани казы).
Хаммам Машади Косим предположительно был разобран в конце 30-х годов прошлого столетия.
В наши дни, на бывшем месте бани построены частные домовладения, находящиеся по улице Эшони Имло.
Автор первой архивной фотографии (порядок слева направо), где в кадр попал хаммам Машади Косим (на фотографии он обозначен темно-желтым цветом) – наследник швейцарской часовой династии, путешественник Анри Мозер (Henri Moser, 1844-1923). С 1868 по 1889 гг. он несколько раз посетил Центральную Азию. Благодаря этим поездкам появились интереснейшие мемуары о путешествии. Сначала они были опубликованы в женевской газете Journal de Geneve, затем был издан травелог «Через Центральную Азию. Киргизская степь – Русский Туркестан – Бухара – Хива – В краю туркмен и Персия» (A travers l’Asie Centrale. La steppe kirghize; Le Turkestan russe; Boukhara; Khiva; Le pays des Turkomans et la Perse) от французского издательства Plon в 1885 году. Фотография была сделана в 1883 г.
Автор второй по порядку фотографии – плана, где указано месторасположение бани Машади Косим (Таи Чорбог) – военный инженер И.Т.Пославский. Этот план был составлен в 1886 г.
Дело в том, что в карте Парфенова-Фенина (составлен. 1911-1912 гг.) месторасположение бани Машади Косим (Таи Чорбог) указано чуть неправильно, на этой карте баня расположена к юго-западу от медресе Бокихон Накиб (объект №124). А на самом деле баня Машади Косим (Таи Чорбог) была расположена к северо-востоку от медресе Бокихон Накиб, так как указана в плане И.Т.Пославского.
Извините, обсуждение этой записи закрыто.