Хаммам Тукумдузи. Тўқумдўзи ҳаммоми (узб.). Ҳаммоми (ҳамбоми) Тўқумдўзи (тадж.).
В карте Парфенова-Фенина хаммам (баня) обозначен под номером #245. Конец XVI в.
Хаммам был расположен в квартале Мурдашуён, сам квартал находился к югу от цитадели Арка, относился по методологии О.А.Сухаревой (разделения позднефеодального города Бухары конца XIX – начало XX вв. по микрорайонам – джарибам) к одноименному джарибу – Мурдашуён.
Квартал Мурдашуён («Обмывальщики мертвых»), или Джилявхона («Помещение для уздечек») считался довольно большим, он состоял из 60-70 домов. Название Джилявхона относилось лишь к северной, выходящей к Регистану, части квартала. Одна из улиц квартала, на которой находились ряды мастеров по изготовлению ослиных и верблюжьих седел (тукум), носила название Тукумдузи и также выступала как самостоятельная часть квартала.
Часть квартала, носившая название Джилявхона, состояла из 10-12 домов, другая его часть, Тукумдузи, – из 5-6 домов; их жители занимались изготовлением верблюжьих и ослиных седел, работали в обращенных на улицу лавках-мастерских, за которыми находились обращенные в противоположную сторону их жилые дома. Здесь же были мастерские кузнецов, выделывавших кетмени (таш). Неподалеку от лавок седельщиков находилась мужская баня – Хамбоми Тукумдузи.
Главные бани старого города Бухары располагались вблизи базаров, в том числе и хаммам Тукумдузи (Тукумдузон), он был расположен на базаре ишачьих седел, который находился рядом с площадью Регистан.
Название базара Тукумдузон встречается во многих документах архива джуйбарских ходжей, что датирует это название XVI в., исходя из этого можно предположить, что хаммам Тукумдузи был построен в XVI в.
Хаммам Тукумдузи также упомянут в книге русского ученого-ориенталиста, члена-корреспондента Петербургской Академии наук – Н.В.Ханыкова (1822-1878) «Описание Бухарского ханства» (СПб., 1843):
“VI). Главных бань в городе 16, они: 1) Хаммами базари Ходжа, 2) Хаммами Нау, 3) Хаммами Мисгиран, 4) Хаммами Абдулла Ходжа, 5) Хаммами Шиша Хана, 6) Хаммами Джуйбар, 7) Хаммами Тукумдузи, 8) Хаммами Гаукушан, 9) Хаммами Хиябан, 10) Хаммами Базари Нау, 11) Хаммами Саррафан, 12) Хаммами Чашмя Айюб, 13) Хаммами Абу-Отяш, 14) Хаммами Паистан, 15) Хаммами Зяргаран, 16) Хаммами Кунджак”.
Хаммам Тукумдузи выполнял функцию своеобразной “лечебницы” для виновных людей, которых наказывали битьем палками на Регистане. Наказание палками производилось публично по четвергам, субботам, иногда по понедельникам, только в единственном месте города Бухары – в верхней части пандуса Арка. Для этого наказания требовалось всякий раз специальное письменное разрешение эмира. Имелось обычно две градации: 39 ударов (“як кам чил” – т.е. “без одного сорок”, как определяют бухарцы), или, более сильное – 75.
Для наказания употребляли трости из дерева твердой породы, очищенные от коры и сучьев и обструганные ножом, длиною более метра. Их заготовяли партиями.
После экзекуции пострадавшего снимали с живого эшафота и клали на носилки, принесенные из ближайшей бани Тукумдузи, где они находились около топки бани – “гулах”. Истопники бани Тукумдузи уже давно использовали с выгодой такие случаи. Положив израненного на носилки, они относили его к себе в свое помещение при бане, где его укладывали спиною на подложенную снизу свежую, не бывшую в употреблении, камышевую циновку – “буйро”. Не поддающийся гниению камыш считался в те дни достаточным антигнилостным средством. Разорванные куски кожи и мяса на спине понемногу начинали приростать. Как только раны подсыхали, пострадавшего снимали с циновки и мазали раны немного нагретым салом. Извещенные о совершенном наказании родственники пострадавшего, если они не пришли ранее, прибывали на место, где лежал больной (если они не знали, то об извещении их заботились истопники) и привозили значительное вознаграждение лечившим.
Рядом с баней Тукумдузи находилась также мертвецкая (гарибкашхона), куда приносили трупы казненных, у которых не было родственников, чтобы забрать и похоронить их. Сделать это должны были низшие служащие эмирских учреждений, жители близлежащих кварталов, торговцы, имевшие здесь лавки, и все те, кто хотел таким образом снискать благословение Аллаха и прощение грехов, так как это считалось «богоугодным делом» (савоб).
Хаммам Тукумдузи был разобран в начале 30-х годов прошлого столетия.
По словам известного архитектора, реставратора Зоиршо Клычева: «Хамбоми Тукумдузи – одна из 24 средневековых бань города. Она, к счастью, сохранилась почти целиком и зарыта под многослойными слоями асфальта и строительного мусора 1940-50 гг.. Дело за малым – произвести археологический раскоп так, как это сделано с другой, найденной в прошлом году, старинной баней Кавши Олак. И у нас, во славу, прибудет ещё одна достопримечательность».
В наши дни на бывшем месте хаммама проходит дорога. Ориентировочное место: пересечения улиц Бахауаддин Накшбанда и Мир Дустум возле площади Регистан.
К сожалению, мы не знаем автора панорамной архивной фотографии, снятое с минарета Калян, где в кадр попал хаммам Тукумдузи (хаммам и примыкающие к нему объекты обведены красным прямоугольным контуром и сам хаммам указан красной стрелкой). Фотография была сделана предположительно в 1930-31 годах.
Извините, обсуждение этой записи закрыто.