Мечеть Дарвозаи Углон. Дарвозаи Ўғлон масжиди (узб.). Масҷиди Дарвозаи Ўғлон (тадж.).
Медресе Дарвозаи Углон. Дарвозаи Ўғлон мадрасаси (узб.). Мадрасаи Дарвозаи Ўғлон (тадж.).
В карте Парфенова-Фенина мечеть Дарвозаи Углон соответственно обозначена под номером #295, а медресе Дарвозаи Углон обозначено под номером #296.
Мечеть и медресе были расположены в одноименном квартале Дарвозаи Углон, сам квартал находился в северо-западной части старого города Бухары, относился по методологии О.А.Сухаревой (разделения позднефеодального города Бухары конца XIX – начало XX вв. по микрорайонам – джарибам) к джарибу Регистон.
Квартал Дарвозаи Углон («У ворот Углон»), или Чорбакколи Дарвозаи Углон («Базарчик у ворот Углон») на две части; название Дарвозаи Углон относилось, собственно, к северной части, состоявшей из 22 домов. Южная, насчитывавшая 50 домов, называлась Кучаи нагорачихо («Улица барабанщиков») или просто Нагорачихо («Барабанщики»), это название нередко употреблялось и как название всего квартала.
Население северной части квартала занималось токарным и плотничным ремеслами. Там жил также один «яхдончи» — владелец хранилища льда, которое находилось за городской стеной. Лед собирали зимой на городских хаузах, а летом продавали для охлаждения напитков и приготовления местного мороженого (рохати джон). Здесь жили также торговцы, которые занимались скупкой и продажей муки, приготовлением и продажей жареного гороха и пр.
Жители той части, которая называлась Нагорачихо, были преимущественно (40 домов) музыкантами: барабанщиками (нагорачи) и флейтистами (сурнайчи). Они обслуживали население, день за днем обходя город в поисках домов, где родился ребенок или произошло какое-нибудь иное радостное семейное событие, по обычаю отмечаемое музыкой, чаще всего игрой на сурнае и бубне. Некоторые музыканты состояли на службе в арке. При каких-нибудь событиях или в праздники они играли в помещении над воротами арка, называемом «нагорахона». Оркестр, игравший там, состоял из 8 барабанщиков и 8 флейтистов. Во время месячного поста (руза) они играли несколько раз в течение ночи (от полночи до рассвета). Население Бухары по характеру музыки определяло, близок ли рассвет. Не проспать этот момент было очень важно, чтобы успеть подкрепиться, так как с наступлением рассвета вступал в силу запрет на еду и питье.
Несмотря на четкое членение квартала на две части, разделения их не произошло, они составляли один квартал, приход одной мечети. Мечеть, известная под именем Мачити Дарвозаи Углон прилегала одной стеной к небольшому медресе того же названия.
Святыней была могила Углон-ато, находившаяся в воротах.
Квартал Дарвозаи Углон упомянут в вакуфной грамоте 1887-88 г., где он назван «Дарвозаи Углон хатми пири дастгир» («Ворота Углон – молитва старца-помощника»), из чего видно, что название ворот Углон (букв. «царевич») было связано с мазаром, а не с царевичем.
Углон также является названием одного из узбекских племен. Есть предположение, что в этой местности и в этом направлении жили узбеки из племени Углон.
Мечеть, медресе Дарвозаи Углон были разобраны в 1948-1950 годах. В наши дни на бывшем месте мечети, медресе Дарвозаи Углон расположены частные домовладения по улице Чашма Аюб.
Автора архивной фотографии, где в кадр попали мечеть, медресе Дарвозаи Углон (этот участок на фотографии отмечен прямоугольником бледно-коричневого цвета) нам не удалось определить. Фотография снята с нагорахоны крепости Арк с направлением на северо-запад. Фотография была сделана в 1930-33 гг.
Извините, обсуждение этой записи закрыто.