Закотхона Кушбеги Поён. Қушбеги Поён закотхонаси (узб). Закотхонаи Қушбеги Поён (тадж.).

В карте Парфенова-Фенина закотхона обозначена под номером #379. Конец XIX в.

Главная Закотхона (Управление по сбору налогов) была расположена к югу от Арка.

Специальных зданий под казенные канцелярии в Старой Бухаре давно уже не строили. Закотхона Кушбеги Поён (Нижний Кушбеги) (Хаули Поён), расположенная под южными стенами Арка, была, пожалуй, единственным и последним (кроме Арка) образцом старых канцелярий. Весь первый двор Хаули Поён занимали конюшни, экипажи и арбы, а второй двор – канцелярии с особым выходом на Реrистан, т. е. непосредственно к Арку. Третий двор занимали приёмные помещения Кушбеги Поён, а четвертый двор – его личные покои.

Должность Кушбеги поён, также назывался Закотчи (или Мир Закотчи). Зякат от имущества, речные, дорожные караулы и караулы границ находились в его руках. Зякаты и пошлины с купцов брали его помощники. Они работали отдачей в интересах эмира.

В Бухаре здание главной закотхоны было известно под названием Хаули Поён. Это была большая одноэтажная постройка, состоявшая из четырех дворов. Большие ворота вели в первый двор, где под навесом стояли лошади, находившиеся в личном пользовании эмира. Здесь же размещены были около десяти фаэтонов и до двадцати кокандских арб для перевозки женщин. Конным двором ведал особый «карвон» (карванбоши), наблюдение за лошадьми вели три старших конюха («огалук») и до 50 младших конюхов («саиз»). Небольшая дверь вела из конного двора во второй двор, где, собственно, и находилась закотхона. В 5-6 комнатах, расположенных на правой стороне двора, сидели секретари (мирзо), ведавшие закотом, поступившим из районов (курrанзакот). По левую сторону двора тоже сидели мирзо, но эти ведали исключительно Бухарским районом. Посреди двора был хауз, выстланный каменными плитами и обсаженный деревьями и виноградом.
Во дворе районного заката были на левой стороне небольшие ворота, украшенные резьбой, – они вели в длинный коридор (дарвозахона), в котором сидели с обеих сторон на суфах от 30 до 50 шогирдпиша во главе со своим есаулбоши. Коридор этот вел в третий двор, где по левую сторону находилась мирзохона – канцелярия личного секретаря нижнего кушбеrи (мирзои-калон) и его шести помощников, которые ведали закатом Бухары и контролировали поступление закота по прочим районам. На правой стороне того же двора были приемные комнаты самого нижнего кушбеги.

В последние годы эмирата во главе закотхоны стоял Мирза Урrанджи Мир Низаметдин Кушбеrи. Сборщиком заката по городу он назначал (как это было и до него) своего сына, у которого была своя канцелярия по сбору заката в 1-м торговом пассаже. Сын нижнего кушбеrи не был подотчетен мирзои-калону и отчитывался непосредственно перед своим отцом. В том же третьем дворе, где была канцелярия нижнего кушбеги, находился, прямо против входа, большой зал, который именовался эльчихона. Здесь нижний кушбеги принимал высокопоставленных гостей, в том числе и из посольских круrов.
Под двумя высокими суфами располагались и большие подвалы (тагхона), в них хранились «хазина» закота – деньги, собранные с закота, вложенные в мешки и запертые в сундуках. Складывались здесь и слитки золота и серебра («тиллои гамбурr»). На них имелась тисненая печать с указанием веса; слитки в виде палочек были известны под названием «тиллои сих» (сих- вертел для шашлыка), а песочное золото (привозившееся контрабандой из Сибири в коровьем помете) называлось «тиллои рег».
В подвале нижнего кушбеrи хранились огромные фонды ковров, ценных халатов, шуб и одеял. Это было главное хранилище «подарков», поступивших для эмира. Здесь можно было найти и ценные «камчат» для женских шуб, «саусор» для опушки меховых шапок (т. н. «шатыр» ); меха эти шли и на подарки царским чиновникам и послам.
Был еще в Хаули Поён и четвертый двор, куда вел ход из приемного двора нижнего кушбеги. В четвертом дворе была женская половина дома, там находились жены нижнего кушбеrи со своими слугами.

Главная Закотхона Кушбеги поён сильно пострадала и была разрушена во время штурма Бухары в 1920 году. В наши дни на этом месте нет никаких строений; южная сторона Арка обустроена в виде озелененной площади.

Автор заглавной архивной фотографии-открытки, где в кадр попала конюшня Закотхоны Кушбеги Поён (Хаули Поён) – фотограф, ориенталист, этнограф Дмитрий Иванович Ермаков (1846-1916). Фотография была сделана в 1886-1888 гг. Негативы фотографий Д.И. Ермакова (в стекле) хранятся в Государственном музее Грузии.


icon-car.pngKML-LogoFullscreen-LogoQR-code-logo
Закотхона Кушбеги Поён

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Закотхона Кушбеги Поён 39.776853, 64.410665 Широта: 39.776853 Долгота: 64.410665