Мечеть Охунди Каро-Камол. Охунди Қаро-Камол масжиди (узб.). Масҷиди Охунди Қаро-Камол (тадж.).
На карте Парфенова-Фенина мечеть обозначена под номером #522. Середина XVII в.
Мечеть была расположена в одноименном квартале Каро-Камол, сам квартал находился в северо-восточной части старого города Бухары, относился по методологии О.А.Сухаревой к джарибу Калобод.
Квартал Каро-камол (имя собственное), или Джуйи чаппа («Канал с обращенной вспять водой») раньше составлял одно целое с кварталом Джафар-ходжа. По некоторым сообщениям, название Каро-Камол прилагалось к западной части квартала, а восточная, сделавшаяся самостоятельным кварталом, называлась Джуйи чаппа. Однако отделения, по-видимому, не произошло, хотя различия между западной и восточной частями квартала имелись. По преданию, на территории квартала раньше находились солончаковые болота (куль). Когда город разросся и места не хватало, были приняты меры к их осушению. Второе название квартала объясняет легенда. Когда-то на расположенные здесь земли, принадлежавшие «сильному» ишану, не дали без очереди воды. Рассерженный ишан повернулся к арыку, уже наполнившемуся водой, махнул рукой и сказал воде: «Кайт» (узб.) – «Возвращайся обратно», и вода потекла в обратную сторону.
Квартал Каро-Камол по данным обследования Института тропических заболеваний в 1930 году состоял из 92 дома. Большинство жителей квартала занимались сапожным ремеслом (махсидузи), на котором специализировалось около 90 семей квартала. Большинство шило преимущественно сапоги на мягкой подошве (махси), 2-3 семьи – кожаные калоши (кафш), одна семья – сапоги на твердой подошве (муза).
Мечеть, известная под именем мечети Охунди Каро-Камол, представляла собой каркасную постройку с потолком из дощечек. Мечеть была в плане квадратная, с «Г»-образным типом айвана. Айван мечети был c восточной и северной стороны на деревянных колоннах.
По сообщениям, она была построена около 1870-1875 гг. Однако, видимо, тогда была осуществлена лишь перестройка здания, – мечеть Каро-Камол упоминается уже в грамоте 1652-53 г., где говорится, что строителем ее является Шодим-бий, а вакф—100 танапов земли – завещан сыновьями Шодим-бия. Мечеть Каро-Камол упоминается также в грамотах 1685-86, 1700-01, 1910 гг.
Около мечети находилась святыня, привлекавшая много паломников: небольшой хауз, по-видимому родникового происхождения, вода которого считалась целебной для больных тифом (араки). Больного обрызгивали водой при помощи веточки с дерева, росшего на берегу хауза. Верили, что от этого у больного появится испарина и наступит выздоровление.
Мечеть Каро-Камол была разобрана предположительно во второй половине 50-х годов прошлого столетия. В наши дни на этом месте расположены частные домовладения.
Извините, обсуждение этой записи закрыто.