Кладбище Подшо Исмаил Самани. Подшо Исмоил Сомоний қабристони (узб). Қабристони (мазори) Подшо Исмоил Сомоний (тадж.).
На карте Парфенова-Фенина кладбище обозначено под номером #283. Самое интересное в экспликации карты Парфенова-Фенина кладбище названо именом Баходур-бий – по названия квартала (гузара), где располагались само кладбище и мавзолей Исмаила Самани.
Кладбище было расположено в квартале Баходур-бий, сам квартал находился в северо-западной части старого города Бухары, относился по методологии О.А.Сухаревой к джарибу Чашма Аюб.
Квартал Баходур-бий (имя знатного лица) по данным обследования Института тропических заболеваний в конце 20-х годов прошлого столетия состоял из 60-70 домов. Жители квартала принадлежали к сословию сипо, а также занимались ремеслами.
В квартале была мечеть, выстроенная в начале второй половины XVIII в., и школа. Святыней квартала считалась могила Исмаила Саманида, которая находилась на его территории. Над могилой, внутри мавзолея, стоял шест с хвостом яка (туг), на который верующие навязывали тряпочки. Имелись хранители мазара — шейхи, получавшие доброхотные даяния паломников. Среди бухарцев Исмаил Саманид был известен под именем Подшо Исмоил Сомони (царь Исмаил Саманид) и Хазрати султон (святой султан). Культ его поддерживался легендой о том, что Исмаил Саманид правит страной и после своей смерти. Поэтому бухарцы подавали ему прошения (ариза), опуская их в щель, имевшуюся в изножий могилы; на другой день якобы у изголовья ее появлялось в письменном же виде решение.
Приводим этот текст из книги “Книга Мулло-зода” автором которого является Ахмад ибн Махмуд Муллозодаи Бухори, где дается информация про Исмаила Самани:
«Рассказ о султанах Саманидах. Да помилует их Аллах! История их будет изложена так, как соизволил рассказать автор «Ансаб», — да помилует его Аллах, — и так, как он передает со слов хафиза Гунджара, — да помилует его Аллах: «Среди них прославился эмир, деятельный, наставник паствы Абу Ибрахим Исмаил ибн Ахмад ибн Саман, клиент повелителя правоверных, — да помилует его Аллах, — [широко] распостранены и известны [его] книги о хадисах и рассказы его о войне за веру, о справедливости об уважении и о покровительстве ими. Его святейшество родился в Фергане в месяце шаввал 234 апреле 849 года, а умер в Бухаре в месяце сафар 295 ноябре 906 года. Прожил он [всего] 61 год. Он происходит от потомков Бахрама Чубина.
Рассказывают: однажды Султан Исмаил, сев на коня, не успел еще выехать со своими слугами и свитой, как муэззин с минарета начал [призывать] на моление. Султан про себя сказал: «[Люди] вспоминают господа бога, всеславного и всевеликого, а я еду верхом, это не благопристойно». Он остановился, приказал остановиться другим и [этим] проявил достойный ответ на приглашение на моление. После смерти его видели во сне и спросили об обстоятельствах [сего поступка]. [Он] соизволил сказать: «Всевышний господь простил мне [мою] вину [прегрешения] за этот ответ, и повиновения (тавазе’), которого я проявил».
Старейшее кладбище Исмаила Самани, расположенное в южной стороне мавзолея и вокруг самого мавзолея впервые было упомянуто в книге Абу Бакра Мухаммада ибн Джафара ан-Наршахи «Тарих-и Бухара. История Бухары». Западной части внешнего города находилась местность Науканда. В ее северной части на левом берегу Руд-и Зара было основано фамильное кладбище Саманидов, упомянутое в труде Наршахи в связи с захоронением здесь Ахмада ибн Исмаила Самани.
Кроме сохранившегося до наших дней мавзолея Исмаила Самани, рядом с ним было еще несколько мавзолеев, в которых могли быть похоронены как члены династии, так и их приближенные.
После ширбудунского сайля («соли нау») на старейших кладбищах мазаров Исмаила Самани и Чашмаи Аюб происходил трехдневный «сайли мазор» – род поминок по умершим, на которые собирались главным образом женщины.
Здесь хотелось коротко рассказать о самом мавзолее Саманидов. Мавзолей Саманидов как памятник архитектуры вплоть до XX в. оставался неизвестным науке. Путешественники и исследователи XVIII и XIX вв., попадавшие в пределы Бухарского эмирата, совершенно не упоминают мавзолея Саманидов, хотя и останавливают свое внимание на многих памятниках встречавшихся на их маршруте. В начале XX в. Сведения о городах и памятниках Средней Азии получили некоторое распространение. Появились путеводители и другие издания научно-популярного характера. Однако и в них не отмечено наличия такого древнего памятника архитектуры, как мавзолей Саманидов, напротив, некоторые из них подчеркивают, что в Бухаре «зданий особенной древности нет…» и наиболее старые из них едва ли старше эпохи Тимура.
Принадлежность мавзолея и его датировка временем Исмаила Самани до 1926 года базировалась на народном предании. Благодаря исследованиям историка М.Ю.Саиджанова, обратившегося к историческим документам-вакуфной грамоте и родословной Саманидов – многие вопросы, связанные с принадлежностью мавзолея и с временем его возведения, получают научно обоснованное освещение. На основании этих двух исторических документов М.Ю.Саиджанов приходит к следующим выводам: во первых мавзолей является фамильной усыпальницей династии Саманидов; во вторых, месторасположение мавзолея Саманида подтверждается документально; в третьих, мавзолей построен при жизни Исмаила для захоронения его отца и датируется в IX в.
Генеральная реставрация мавзолея Саманидов была проведена в 1937-1939 гг. под руководством Б.Н.Засыпкина и, пожалуй, является одним из лучших примеров восстановления первоначального облика древнего сооружения.
В ходе реставрации мавзолея Саманидов и в последующие годы прилегающее к мавзолею кладбище было расчищено. В наши дни на этом месте расположен участок областного парка культуры и отдыха.
Автор первой архивной фотографии (порядок слева направо) кладбище Исмаила Самани – советский архитектор Виктор Георгиевич Земляницын (1906-1986). Фотография-открытка была сделана в 1929 году.
Автора второго по порядку фотографии – открытки нам не удалось определить, фотография предположительно была сделана в 1920-1926 гг.
Третья по порядку фотография – это открытка Средазкомстариса и она была сделана в 1924 году.
Автор четвертой по порядку фотографии – художник Петр Максимович Никифоров, фотография была сделана в 1927-1929 гг.
Извините, обсуждение этой записи закрыто.