Хонакох (мечеть) Хальфа Хусайн. Халфа Ҳусайн хонақоҳи (масжиди) (узб.). Хонақоҳ (масҷиди) Халфа Ҳусайн (тадж.).
На карте Парфенова-Фенина хонакох обозначен под номером #013. XIX в.
Хонакох был расположен в одноименном квартале Хальфа Хусайн, сам квартал находился в юго-восточной части старого города Бухары, относился по методологии О.А.Сухаревой к джарибу Шайх Рангрез.
Квартал Хальфа Хусайн (собственное имя; имя духовного лица, сопровождаемый званием «хальфа» – руководителя суфийской общины) по данным обследования Института тропических заболеваний в конце 20-х годов прошлого столетия состоял из 24 домов. Жители квартала занимались главным образом торговлей, отчасти разными ремеслами. Специализации по одной профессии не наблюдалось.
В квартале находился один из крупнейших суфийских центров – хонакох Хальфа Хусайна, где совершались по пятницам громкие радения (джахр). Хальфа Хусайн был одним из популярных ишанов, возглавлял отдельную суфийскую общину и имел огромное число своих последователей (муридов). Ишан Хальфа Хусайн собирал на ежегодные сборища до 6000 муридов из Коканда, Ташкента, Оренбурга, Казани, Ак-Мечети, Хатырчи, Зийятдина, Нур-Ата и других мест.
Хальфа Мухаммад Хусайн (Хусайн ибн Юсуф аль-Бухари) родился в 1167 году хиджры (1753-1754) в Туркестане. С целью получения религиозных знаний он приехал в Бухару и первоначальные знания тариката получил у Мухаммада Сафара Хорезми (умер 1787-1788 гг). После смерти своего учителя Хальфа Мухаммад Хусайн уезжает в Самарканд и поступает на службу к одному из лучших учеников Мусахана Дахбеди к Хальфе Мухаммаду Сиддику (умер 1795-1796 гг.).
Хальфа Мухаммад Хусайн является одним из ярких представителей суфийского тариката накшбандийа-муджаддидийа. Со временем он создает свою суфийскую общину тариката накшбандийа-муджаддидийа-хусайнийа.
Прожив много лет в Самарканде он на свои средства построит одно медресе и хонакох. Во время правления эмира Хайдара он возвращается в Бухару. За 7 лет своего проживания в Бухаре Хальфа Мухаммад Хусайн, здесь на свои средства также построит здания медресе и хонакох (медресе, хонакох Хальфа Хусайн).
Хальфа Хусайн ибн Юсуф аль-Бухари умер в возрасте 82 лет, в седьмой день месяца Рамадан 1249 года хиджры. во вторник (18 января 1834 г.) Он был похоронен на кладбищах Ходжа Зарпуш и Ходжа Намадпуш, которые были расположены на юго-западной стороне снаружи ворот Кавола (Карши).
Хонакох Хальфа Хусайн служил квартальной мечетью, в ней совершались и пятничные общие молитвы.
В квартале имелось здание школы, но в начале XX в. обучение там не велось, мальчики ходили учиться в школы соседних кварталов.
Хонакох Хальфа Хусайн был из жжёного кирпича, в плане прямоугольная, с плоским балочным перекрытием. Айван мечети с южной и восточной сторон.
Небольшая территория двора мечети с востока была ограждена деревянным решетчатым ограждением небольшой высоты. Вход в мечеть осуществлялся с угла юго-восточной стороны. Вход во двор мечети был оформлен купольной дарвозахоной. Рядом с входным помещением размещался миниатюрный минарет.
Хонакох Хальфа Хусайн упомянут в книге «Путешествие по Средней Азии» венгерского востоковеда, путешественника, полиглота Арминия Вамбери (1832-1913), который побывал в этом хонакох в далеком 1863 году: «Поэтому мы объехали городскую стену, в которой во многих местах были большие трещины, и войдя через ворота Дарваза-Мазар, прибыли 12 июля в обсаженный красивыми деревьями просторный текке, образующий правильный квадрат с 48 кельями на первом этаже. Его нынешний глава (хальфа) – внук известного своей святостью хальфы Хусейна, имя которого и носит текке. О большом почете, все еще оказываемом этому семейству, говорит уже то, что упомянутый внук был имамом и хатибом, т.е. придворным священником эмира. Я немало гордился этим официальным постом нашего хозяина.
Хаджи Салих, который был мюридом (учеником) названного святого и поэтому считался членом семьи, сразу же представил меня и наиболее благородных хаджи из нашего общества. Настоятель, человек с приятной внешностью и прекрасными манерами, которому очень шли белоснежный тюрбан и шелковые летние одежды, принял меня сердечно, и, когда я в течение получаса в изысканных выражениях побеседовал с ним, он был вне себя от радости и сожалел только, что бадевлета (Его Величества эмира) (Бадевлет – ”благоденствующий”, ”блаженный”.) сейчас нет в Бухаре, а то бы он представил меня ему.
Он велел отвести мне отдельную келью в почетном месте, т.е. вблизи мечети; с одной стороны у меня был соседом высокоученый мулла, а с другой – Хаджи Салих. Этот двор был полон знаменитостями, и я нечаянно очутился в самом гнезде исламского фанатизма в Бухаре; само мое местопребывание, если я освоюсь в этом кругу, могло бы быть для меня наиболее надежной гарантией против всяких подозрений мирских властей.»
Хонакох (мечеть) был разрушен в первой половине прошлого столетия. В наши дни на этом месте построены частные домовладения, здесь также проходит дорога.
Архивная фотография хонакох (мечети) Хальфа Хусайн нам любезно была предоставлена госпожой Sema Balaman (President/CEO at Balbal Corporation) из Библиотеки Ататюрка (Станбул, Турция).
Извините, обсуждение этой записи закрыто.