Кладбище Ходжа Булгор. Хожа Булғор қабристони (узб). Қабристони (мазори) Хӯҷа Булғор (тадж.).
На карте Парфенова-Фенина кладбище Ходжа Булгор обозначено под номером #024.
Кладбище было расположено в одноименном квартале Ходжа Булгор, сам квартал находился в юго-восточной части старого города Бухары, относился по методологии О.А.Сухаревой (разделения позднефеодального города Бухары конца XIX – начало XX вв. по микрорайонам – джарибам) к джарибу Шайх Рангрез.
Квартал Ходжа Булгор («Ходжа-булгарин») по данным обследования Института тропических заболеваний в 1923 году состоял из 83 домов. Жители были в основном ремесленниками самых разнообразных специальностей: в 10-12 домах жили ткачи алачи, канауса и адраса, 3-4 семьи занимались сапожным делом – шили кожаные калоши (кафш), ичиги (махси) и сапоги на твердой подошве (муза). Были в квартале также ювелиры и строительные рабочие: каменщики (гилкор) и мастера по алебастру (ганчкор). Кроме того, в квартале жило несколько семей из духовенства (муфти и мулло), в числе которых были и мударрисы крупных бухарских медресе. Среди последних имелись как местные, так и приезжие из других областей – из Самарканда и Ташкента.
В этом квартале было расположены кладбище и мазар Ходжа Булгор. Святыней мазара была могила святого Ходжа Булгор. По преданию, святой происходил из города (страны) Булгор и был сыном булгарского царя. Поссорившись с отцом, он пришел в Бухару и поселился в келье для отшельников (чиллахона) при квартальной мечети. Там он умер, и его могила сделалась местом поклонения. Мазар Ходжа Хасана Булгори упоминается в «Книге Мулло-зода», а квартал Ходжа Булгор упомянут в вакуфных грамотах, датируемых печатью эмира Шах-Мурада, что указывает, что квартал мог существовать в период более ранний, чем конец XVIII в.
В 922 году Волжская Булгария со столицей – городом Булгар, принимает добровольно ислам. Не проходит и ста лет, как богословы из Булгара занимают достойное место в мусульманском мире. Среди них и Ходжа Хасан Булгари (ум. в 1299 г.) Об этом ученом, религиозном деятеле, его последователях с аналогичной нисбой имеется множество сведений…
Так, в хранящейся в Ташкентском институте востоковедения рукописи Хисамиддина бин Шарафиддина Булгари, написанной на татарском языке, имеется жизнеописание религиозных деятелей, проживавших в Бухаре в ХVI в. В письменных источниках сохранились эпитеты Ходжа Булгари: ходжа, шайх, блаженный, шайх праведный, пресветлый шайх, набожный, вдохновенный, из людей откровения.
Мазар Ходжа Хасана Булгари является одним из интересных святых мест Бухары. Известный русский ученый Николай Ханыков в своей работе «Описание Бухарского ханства (С.-П. 1843 г.) упоминает кладбище и хауз (водоем) ходжа Булгар. На всех картах и планах Бухары конца ХIХ – начала ХХ вв. упоминается мазар ходжа Булгар.
Могилы Ходжи Хасана Булгари на этом месте нет. По сведениям Фахруддина Али Сафи (1463-1503 г.г.), он умер в 1298 г. и могила его находится в местности Сурхоб в Табризе.
Во второй половине ХХ в. на месте старого кладбища были построены административные здания — в начале обком партии (ныне медицинский институт). Квартал был переименован, но сохранилась улица, носящая имя ходжа Булгор. Сохранились мечеть, медресе, условная сагона (могила), перенесенная на новое место в 40-50 метрах от мечети, куда приходят паломники. Сохранилась мактаб (школа) — небольшое кирпичное купольное здание через дорогу от сохранившегося входа в мечеть. (из статьи доктора исторических наук Р.В.Альмеева)
К сожалению, нам не удалось определить автора первой (порядок слева направо) фотографии кладбища Ходжа Булгор, как и год фотографирования. Вторая фотография по счету – это фотография иллюстрация к книге О.А.Сухаревой “К истории городов Бухарского ханства”, 1958 г.
Извините, обсуждение этой записи закрыто.