Мечеть, медресе, хонакох Миракон. Миракон масжиди, мадрасаси, хонақоҳи (узб.). Масҷиди, мадрасаи, хонақохи Миракон (тадж.).
На карте Парфенова-Фенина архитектурный комплекс Миракон обозначен под номером #150. Первая половина XVI в., 1654-1655 гг.
Мечеть, медресе и хонакох находились в квартале Миракон, сам квартал располагался в юго-западной части старого города Бухары, относился по методологии О.А.Сухаревой (разделения позднефеодального города Бухары конца XIX – начало XX вв. по микрорайонам – джарибам) к джарибу Турки Джанди.
Квартал Миракон (родовое имя ходжей Миракон) по данным обследования Института тропических заболеваний в 1928 году состоял из 77 домов. Занятием большинства населения было сапожное ремесло (кафшдузи). Кроме того, в квартале жило несколько торговцев одеждой.
Квартал был местом сосредоточения родовых владений и жилых домов ходжей Миракон. Ходжи мираконские были одним из знаменитых родов бухарских ходжей. На протяжении многих веков в Бухаре должность кази-калонов исполняли ходжи Миракон, предки которых, породнившись с Аштарханидами, переселились в Среднюю Азию в XVII в.
Квартальная мечеть Миракон была каркасная, рядом с ней находился хауз и небольшое кладбище (пушта). Кроме этой мечети в квартале было еще хонакох, представлявшее собой постройку из жжёного кирпича с купольным сводом; при хонакох имелись кельи, где жили студенты, и потому оно считалось также медресе. Во дворе хонакох был небольшой хауз.
Архитектурный комплекс Миракон в конце 20-х годов XX в. было почти разрушено, от него от него уцелела лишь сильно пострадавшая хонакох, занимавшая западную сторону двора, против входа в медресе. Само медресе было одноэтажным, вход был отмечен небольшим порталом. На медресе не было изразцовой облицовки, и оно вообще очень сильно отступало от стандартного типа. В медресе было 24 худжр.
Самая интересная часть медресе – хонакох, представляющее собой довольно значительное, удлиненное с севера на юг помещение. Двумя арками хонакох был разделен на три части: северная и южная были перекрыты куполами довольно обыкновенной конструкции. Средняя часть хонакох была больше боковых и имела очень интересное перекрытие. Здесь мы встречаем новый вариант той системы купольного перекрытия, которое упомянуто под названием «нервюрного». Особенностью купола хонакох Миракон являлась то, что кроме обычных четырех пересекающихся под прямым углом подпружных арок, имелись еще добавочные отрезки арок, создающие снаружи впечатление еще двух пар добавочных таких же подпружных арок. В центре этого купола на низеньком барабане, прорезанном стрельчатыми окнами, довольно широкий, как обычно, сложенный кольцами, купольный свод.
Необычная планировка, конструкция купола с 16 окнами, поставленного на 8 пересекающихся арках, к большому сожалению всё это было разобрано в 1935 году.
В наши дни на месте архитектурного комплекса Миракон построены (строятся) частные домовладения.
Автором первой, второй и четвертой (порядок слева направо, сверху вниз) фотографий является советский архитектор и реставратор – Борис Николаевич Засыпкин (1891-1955). Все эти фотографии были сделаны в 1929 году.
Автор третьей фотографии по порядку советский археолог и востоковед, член-корреспондент АН Узбекской ССР – Шишкин Василий Афанасьевич (1893-1966). Фотография была сделана в 1931 году.
Пятая по порядку фотография – это фотография иллюстрация к книге Л.И.Ремпеля «Далёкое и близкое. Страницы жизни, быта, строительного дела, ремесла и искусства Старой Бухары. Бухарские записи». Ташкент: Издательство литературы и искусства, 1982.
Извините, обсуждение этой записи закрыто.