Мечеть Магоки Аттори (Мечеть в яме на базаре продавцов пряностей / благовоний).
Древнейшая из сохранившихся до наших дней мечетей Бухары расположена между шахристаном и каналом Шахруд, на территории базаров, функционировавших здесь с доисламского времени до 30-х годов ХХ в. Согласно историческим сведениям, первая мечеть была здесь возведена на месте языческого храма и называлась Мох, по другой версии – огнепоклонник Мох, обратившийся в ислам, превратил свой дом в мечеть. Название мечети менялось в веках: в IX – нач. ХIII вв. – Мох; в XVI в. – Магок (мечеть в яме) или Магоки Аттори, в XVII в. она была известна как Магоки кухна (Старый Магок), чтобы не путать с мечетью Магоки Курпа (мечеть в яме на базаре одеял) с нижним полуподвальным этажом (первая половина XVII в.).
Дата постройки XII в., современного вида мечети – 1541-1542 гг. #199. @
Археологические исследования показали, что в конце IХ – ХI вв. на этом месте было два монументальных здания. Нижняя мечеть имела: внешние кирпичные стены, кирпичный же пол, плоское перекрытие на мощных деревянных балках, опиравшихся на резные деревянные колонны; снаружи декорирована фигурной кладкой из пиленого жжёного кирпича. Она сгорела во время большого пожара 325/937 г. и долгое время лежала в руинах. Вновь отстроенная мечеть была меньшего размера и отстроена из жжёного кирпича с плоским перекрытием зала на круглых колоннах. В интерьере она была декорирована росписями, резьбой по глине и резным раскрашенным ганчем (орнаменты: эпиграфический – почерк «куфи», геометрический и растительный). Со временем мечеть обветшала и во 2-й половине XII в. на её месте было выстроено новое здание. Оно и сохранилось до наших дней. Мечеть в плане прямоугольная, вытянута по оси восток – запад (19.4х15.5 м.), главный фасад обращен на юг. Вход оформлен монументальным порталом смещен к востоку. В интерьере перекрытие зала опиралось на шесть круглых колонн, в западной стене находилась ниша михраба. Декорация сохранилась лишь на портале главного фасада мечети. Главный элемент композиции – большая ниша, перекрытая полукуполом, акцентирующая вход в мечеть. Она оформлена стрельчатой аркой, поддерживаемой резными каменными колоннами. По её архивольту пропущена лента резной поливной терракотовой надписи, выполненная почерком «цветущего куфи». На щековых стенах ниши также сохранились фрагменты эпиграфики в технике резной неполивной терракоты. К сожалению, при одном из больших ремонтов мечети, плитки с эпиграфикой были перепутаны и прочесть текст не представляется возможным .
Фасадная часть пилонов портала оформлена в виде прямоугольных рам с вмонтированными в них сомкнутыми четвертными колоннами. В декоре портала применены разнообразные фигурные кладки из гладких и резных кирпичиков, рельефных гирехов, дополненных резным ганчем и терракотой. Постепенно здание затягивалась культурным слоем, разрушалось. К первой половине XVI в. мечеть так «погрузилось» в грунт, что её, в период большой реконструкции этой части города Абдулазиз-ханом Шейбанидом (с 940/1533 правил Бухарой, с 947/1540 – всеузбекский хан; ум. в 957/1550), хотели снести. Но этому воспрепятствовал Махдуми Азам (1464 – 1542) – лидер суфийского братства Накшбандийа, любивший молится и предаваться размышлениям в Магоки Аттори. В результате мечеть была восстановлена по старому плану, но с новыми конструкциями перекрытий. Круглые колонны в интерьере были заменены квадратными, на них опирались двойные купола перекрытия, нишу михраба облицевали мрамором. В верхней части восточной стены пробили вход и пристроили небольшой вестибюль, соединенный с залом мечети лестницей. В нише портала перед вестибюлем над входом в мечеть разместили мозаичную строительную надпись с датой реконструкции, от которой до нашего времени сохранился небольшой фрагмент.
К началу ХХ в. Магоки Аттори была почти до кровли затянута землей, возвышались лишь полуразрушенные купола и часть портала XVI в. В 1934-35 гг. археологом В. А. Шишкиным были произведены археологические раскопки, был снят культурный слой, полностью покрывавший мечеть. В 30-х годах ХХ в. производились значительные по объему реставрация Магоки Аттори, продолженные в 70 – 80-х годах прошлого века.
Сейчас в мечети располагается Музей ковров.
Экспозиция музея ковров была открыта в 1991 году. Здесь представлены прекрасные образцы узбекских, туркменских, иранских, казахских, армянских ковров и паласов, хурджинов (переметная сумка), и украшений для юрт XVIII-XX веков. Шерстяные и шелковые изделия украшены геометрическими, растительными, космогоническими и зооморфными мотивами.
Админы сайта выражают благодарность автору статьи Елизавете Гавриловне Некрасовой, за ее согласие публикации данной статьи на нашем сайте.
Извините, обсуждение этой записи закрыто.