Медресе Гаукушон.
Медресе расположено в центральной исторической части старого города Бухары. Своё название медресе получил по местоположению: Гаукушон дословно означает «убивающий быков» и до строительства на этом месте располагалась большая торговая площадь Бухары, а ещё раньше бойня.
Медресе Гаукушон было построено в 1562-67 гг. в эпоху правления шейбанида Абдулла-хана II и имело традиционную дворовую схему. Трапециевидная форма здания объясняется его расположением на развилке улиц.
Постройки на площади Гаукушон были сделаны на средства джуйбарского шейха Ходжи Саъда, известного под прозвищем «Ходжа Калон» («великий ходжа»), что отразилось в названии, медресе, мечети и в целом комплекса Гаукушон.
Дата постройки 1562-1563 – 1566-67 гг. #193. @
Одной из ранних построек времени шейбанида Абдулла-хана II является небольшое медресе Гаукушон, находящееся неподалеку от современного торгового центра старого города Бухары. В силу его незначительной величины, в этом здании не получили достаточного развития все те части, которые согласно выработанному канону должны в нем быть. Прежде всего, это здание одноэтажное, второй этаж построен только над передней, восточной частью медресе. От входа в медресе во двор идет только один, изгибающийся под прямым углом, проход-коридор, а не два, как это бывает обычно. Вместе двух больших помещений, по обе стороны от ворот, здесь имеется только одно – в северо-восточном углу, служившее одновременно и мечетью и аудиторией.
В этом здании, выполненном весьма неплохо, мы встречаем впервые характерную «абдуллахановскую» майолику, которая заполняет тимпаны арок и составляет полосы надписей на переднем фасаде и на западной стороне двора. Это очень характерная майолика резко отличается от майолики медресе Улугбека и мечети Калон своей техникой и рисунком. Майоличные плитки заполнены мелким растительным орнаментом, состоящим из спиральных ветвей – завитков, листочков и цветков. Цвета – белый, бирюзово-голубой, иногда зеленый по темно-синему фону. Характерны расплывчатые контуры рисунка: при обжиге плиток соседние тона как бы размазывались, входили один в другой, чего не наблюдается никогда на более старых майоликовых плитах.
Но все же, несмотря на явный технический упадок керамических облицовок, чистота и блеск глазурей, глубина и ясность тонов, сложный и уверенно нарисованный орнамент доказывают, что старые навыки и секреты производства у мастеров того времени были налицо. И лишь воля заказчиков – правителей нового склада, гнавшихся в первую очередь за масштабом построек, заставила их перейти к этому типу облицовки, менее блестящей, но более дешевой и быстрой в исполнении.
Стремление строить быстро и дешево сказалось на памятниках эпохи Абдулла-хана II не только в декорациях, само техническое выполнение зданий далеко не стоит на прежней высоте. При ремонтно – реставрационных работах, которые были произведены в конце 20 и в 30-х годах прошлого столетия Бухкомстарисом (Бухарская комиссия по охране памятников старины и искусства (Бухкомстарис) — одно из трёх учреждений созданных в 1920-х годах в древних городах Средней Азии, учитывая большие количество ценных исторических памятников архитектуры: Бухаре была создана Бухкомстарис) неоднократно пришлось в этом убедиться. Стены здания обычно лишь облицованы целым жжёным кирпичом, внутри же они заполнены половинками и мелкими обломками кирпича на глиняном растворе. Этим обстоятельством и объясняется главным образом, то явление, что памятники XVI в. в Бухаре особенно подвержены всякого рода деформациям и разрушениям. В частности в медресе Гаукушон, после событий 1920 года дважды пришлось предпринимать крупные работы (в 1927 и 1933 гг.): грозил падением северо-восточный угол, а затем южная аркада во дворе мечети.
Медресе Гаукушон примечательно еще тем, что над нишей первого главного фасада и на большом айване – михрабе в западной части двора, в нише восточного айвана (фрагмент) в первозданном виде сохранились целые майоличное панно.
Медресе Гаукушон упомянуто в книге русского ученого-ориенталиста, члена-корреспондента Петербургской Академии наук – Н.В.Ханыкова (1822-1878) «Описание Бухарского ханства» (СПб., 1843):
«Всего в Бухаре медресе находящихся в дафтаре т. е. в Эмировском списке где означен их вакуф находится 103, главных же 60 нижеследующих; 1) Медресе Кукальташ имеет 150 комнат, мударрис ее получает 360 тилля, … 28) Медресе Гау-Кушан Мударрис получает 700 тилля, студенты же получают от 8 до 9 тилля в год;»
Медресе Гаукушон было в списке 22-х медресе Бухары, в которых начале XX века проводились групповые лекционные занятия. При этом медресе относился по данным журнала «Шуро» (Оренбург, 1916, №12) к категории «высших» учебных заведений Бухары, с годовым вакуфным доходом 190 тысяч танга. При медресе Гаукушон была большая библиотека.
Мударрис медресе Гаукушон, по установившемуся в Бухаре порядку был одновременно вторым муфтием, которому был присвоен титул аълам. Вакуфные доходы медресе Гаукушон (190 тысяч танга), где обосновался в последние годы до событий 1920 года аълам, превосходили вакуфные доходы медресе Улугбека в три с лишним раза.
В построенном из жжёного кирпича, в двухэтажном медресе Гаукушон было 31 кельи (худжры) для учащихся.
В советский период времени кельи (худжры) медресе были использованы под жилье.
В наше время медресе временно не функционирует.
Извините, обсуждение этой записи закрыто.