» » Архитектурные Памятники Бухары

Архитектурные Памятники Бухары
Архитектурные Памятники Бухары

 Туристическая карта бухары
Архитектурные Памятники Бухары


АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ БУХАРЫ

 

АРК (КРЕПОСТЬ)
Архитектурные Памятники Бухары

Самым древним архитектурно-археологиче­ским памятником города является Арк, или древняя крепость. Она расположена на насы

п­ном холме высотой примерно 20 метров. Пло­щадь ее составляет 4,2 гектара.

По плану Арк — замкнутый многоугольник. Крутые склоны его когда-то сплошь были об­ложены блоками, позднее замененные сырцо­вым, а затем жженым кирпичом. Древнюю кладку лучше всего наблюдать на обнаженном север­ном склоне. Здесь видны и культурные наслоения, со­держащие остатки костей животных, посуды и т. д

Арк со всех сторон огражден крепостной стеной, время постройки которой относят к последним двум- трем столетиям. Стена много раз перестраивалась и ремонтировалась. На северном склоне стена наиболее уязвима, здесь можно насчитать до десятка поздних заделок.

До завоевания Бухары арабами Арк служил ме­стопребыванием правителей города — бухар-худатов. При саманидах (IX—X века) Арк был заново перестро­ен и укреплен стенами и башнями (следы от северо- западной башни сохранились до настоящего времени).

При династии караханидов (IX—XII века) и во время монгольского нашествия (XIII век) Арк подвергался не­однократным разрушениям. В XVI веке при династии шейбанидов он принял современный вид.

Парадный въезд в Арк архитектурно оформлен в ви­де двух столбообразных башен. Верхняя часть башни соединена галереей, над которой построено помещение с террасами. Здесь размещались музыканты и находил­ся городской караул.

Вход в Арк представляет собой пандус, или посте­пенно поднимающуюся дорожку, которая ведет через крытый длинный коридор к мечети Джами. На одной из стен Арка висела большая кожаная плеть (камча)—символ власти эмира. Эта плеть, по преданию, принадлежала легендарному народному герою Рус­таму. По левой стороне коридора расположены помеще­ния для воды (обхана) и песка (регхана). Часть этих помещений была перестроена в камеры для заключен­ных. Здесь же находилась «канахана», или клоповник — камера, куда бросали опасных государственных преступ­ников. Все здания, находящиеся в Арке, относятся к XVII— XX векам, то есть к правлению узбекских династий — аштарханидов и мангытов. В то время Арк служил ме­стом пребывания правителей города, а позднее — ха­нов, эмиров, чиновничьей знати и военачальников.

В начале XX века в Арке проживало до трех тысяч человек.От Джами-мечети узкая улица вела мимо двора пер­вого министра (куш-беги) к небольшому куполу—Чар- су, откуда открывается вход во двор приветствий (салямхана). Здесь эмир принимал своих чиновников и посетителей. Направо от Чарсу находились эмирские ко­нюшни, откуда просачивались нечистоты в камеры, где сидели заключенные. На конюшенном дворе помеща­лась нагорахана, служившая местом для караула и ор­кестра. В нижней ее части имеется сагана (надгробие), приписываемая основателю Арка—Сиявушу.

По левую сторону Чарсу расположен большой мо­щеный двор — курынышхана. Здесь происходили цере­монии приема послов и коронование эмиров. С трех сторон двор окружал деревянный айван. При входе возвышался мозаичный портал (1605 год). На восточной стороне двора под деревянным балдахином помещался мраморный трон из резного нуратинского камня.

Вся восточная половина Арка в настоящее время раз­рушена во время взятия большивиками этой крепости в 1920 году. Это — археологический заповедник. Но здесь случайно сохранились два здания. В северной части — Чиль-Духтарон, связанный с преданием о сорока де­вушках, замученных и брошенных в колодец Насруллаханом. На южном склоне — здание неизвестного назна­чения.

С нагорахана открывается панорама города и его окрестностей. Видны отдельные возвышенности — тепа.

В настоящее время в Арке размещается областной краеведческий музей.


МАВЗОЛЕЙ ИСМАИЛА САМАНИ

(IX—Xвека)
Архитектурные Памятники Бухары

Мавзолей Исмаила Самани находится в парке куль­туры и отдыха имени Саманидов. Он представляет собой кубическое здание, перекрытое полусферическим куполом. Для придания легкости тяжелому куполу по углам расставлены четыре маленьких куполка. Толстые стены (до 1,8 метра) предохраняли памятник от раз­рушения в течение целого тысячелетия.

Мавзолей не имеет фасада, то есть его стороны одинаковы. Такой тип сооружения называется центричной композицией. По верху мавзолея проходит сквоз­ная галерея, имеющая сорок оконных проемов. Она придает некоторую легкость памятнику и еще более разгружает его купол.

Мавзолей сложен из жженого плиточного кирпича квадратной формы. Стены его плоские, с арочными вхо­дами. На каждой стороне имеется по одному входу. Все входы обрамлены квадратными рамами, в которые вде­ланы железные решетки (в последнее время). Восточную сторону, имеющую деревянную доску с датой и надписью, принято условно считать главным входом.

Стены мавзолея снаружи и изнутри сложены фигур­ной узорчатой кладкой из обожженного кирпича. Эта кладка как бы заменила отсутствовавшую в то время цветную поливу. Мастера посредством комбинирован­ной кладки, то есть расставляя по-разному кирпичные плитки, сумели достигнуть большого художественного эффекта. Плоские стены мавзолея покрылись своеобразным орнаментом, который оживил их, придал им мягкость и легкость; стены как бы раздвинулись, стали прозрачными. В течение всего дня, при разном наклоне солнечных лучей орнамент стен меняет свой оригиналь­ный рисунок. Наиболее эффектен он при лунном осве­щении. Подобного способа декорировки не знает ни один памятник мировой архитёктуры. Некоторые ученые считают, что такая орнаментация является отражением резьбы по дереву, искусства, широко распространен­ного в странах Востока (Индия).

Письменные источники и народные предания припи­сывают этот памятник основателю династии саманидов — Исмаилу Самани, который поставил его при жизни на могилу своего отца. Впоследствии он сам был захоронен в нем. Предполагается, что памятник построен между 892 и 907 годами. Археологические раскопки, проведен­ные в 1927 году, вскрыли под полом два деревянных гроба.

Мавзолей Исмаила Самани по стилю и конструкции отражает интересы и дух своей эпохи. До 1920 года он находился в запущенном состоянии и использовался ме­стным мусульманским духовенством. Могилы богатых людей закрывали его на одну треть высоты. Купол был поврежден. С северной стороны примыкала пристроен­ная деревянная мечеть.

В 1934 году памятник реставрирован, расчищен от могил. Вокруг него оформлена кирпичная площадка. Сейчас мавзолей открыт для обозрения туристам. Он хорошо известен и за пределами нашей Родины.

МАЗАР ЧАШМА-АЮБ

(XII век)
Архитектурные Памятники Бухары

Мазар Чашма-Аюб находится в парке культуры и отдыха имени Саманидов. Памятник представляет сложное прямоугольное здание, состоящее из четырех помещений, расположенных анфиладой — в ряд, с запада на восток. Помещения построены в разное время. Самое древнее из них перекрыто высоким коническим купо­лом. Постройку этой части, по преданию, приписывают Арслан-хану, при котором был возведен и минарет Калян.

Внутри мазара до сих пор сохранился источник хо­лодной воды. Народная легенда связывает памятник с именем библейского святого — Иова. В ней рассказыва­ется о том, что в то время, когда еще не было города Бухары, в эти места прибыл библейский пророк Иов. Год был засушливый, и жители умирали от жажды. Они обратились к «святому» за помощью. Иов ударил своим посохом о землю, и из нее забил ключ холодной воды. Отсюда и название памятника — Чашма-Аюб, что озна­чает «источник Иова» (чашма — источник).

По-видимому, источник был целебный, давно суще­ствовал и им пользовалось местное население. Назывался же он «источник немощный», так как слово «аюб» можно толковать как производное от слова «маъюб», что значит по-таджикски — немощный. Впоследствии мул­лы и ишаны, завладевшие источником, распространили легенду и изменили его название. Подобного рода фак­ты известны из истории древнего мира (Греция, Рим).

Памятник стоит у глубокой балки, где еще недавно протекал большой родник. Родник этот связан с колод­цем мазара. К древнему (западному) помещению были пристро­ены в XIV веке два новых. Над входом в древнее со­оружение висела плита, на которой было написано, что здание построил сам Тимур. Во второй половине XVI ве­ка пристраивается последнее — четвертое помещение в виде низкого портала с двумя фланкирующими полубашнями. Все четыре помещения увенчаны куполами, из кото­рых ни один не повторяет другого. Сооружение ориги­нально и своеобразно с внешней стороны, в особен­ности, если смотреть на него с севера или с юга.

 

 

МЕЧЕТЬ МАГОКИ-АТТАРИ

II, XVI, XX века)
Архитектурные Памятники Бухары

Мечеть Магоки-Аттари находится в центре города, между двумя торговыми куполами Телпакфурошон и Заргарон. Свое название она получила от расположенного здесь прежде торгового ряда продавцов пряностей и лекарственных трав (аттаров). Мечеть на шесть метров вошла в глубину, так как около нее наросла почва за многовековое существование Бухары.

Историк X века Наршахи рассказывает, что на этом месте когда-то стояла мечеть Мах, которая была по­строена на месте храма огнепоклонников. Рядом про­текала река и находилась роща. Под тенью деревьев два раза в год устраивался базар, на котором продавали деревянных и глиняных идолов.

На месте мечети, возможно, находился буддийский монастырь, а позже храм огнепоклонников, перестро­енный в мусульманскую мечеть.

Раскопками, произведенными Б. А. Шишкиным в 1934—1935 гг. в мечети, обнаружены наслоения не­скольких полов. Таким образом, не остается сомнения, что на месте мечети Магоки-Аттари находились языче­ские храмы.

Мечеть Магоки-Аттари относится к типу так называ­емых закрытых мечетей, с перекрытием на шести ка­менных устоях (столбах). Южный ее портал представляет шедевр архитек­турного декора. Портал и его нишевидный вход укра­шены резьбой по алебастру, кладкой из шлифованных кирпичиков, поливной майоликой и резной терракотой.

Большая часть внутреннего помещения с входом с восточной стороны занята широкой каменной лестни­цей, спускающейся к полу мечети. Лестница была при­способлена не только для того, чтобы по ней спускаться, но и служила местом для молящихся. Она построена уже после закладки южного портала.

 

 

МЕЧЕТЬ НАМАЗГОХ

(XII, XIV, XVI века)
Архитектурные Памятники Бухары

В южном направлении от города Бухары располо­жена загородная мечеть Намазгох. Это обычный тип загородной мечети, приспособленной для больших праз­дников, когда городские мечети не вмещали всех же­лающих. Постройка мечети традиционна: воздвигали михрабную стену, к ней пристраивали навес и на не­большом расстоянии сооружали площадку для муллы.

Навес бухарского Намазгоха имеет форму сквозной галереи с купольной постройкой (XVI век). К ней был пристроен пештак, украшенный художественной обли­цовкой. Монументальная часть здания примыкает с запада к древней стене, имеющей михраб.

Михраб украшен тонкой резьбы терракотой и вcтавками из мелких ее кусочков. Кроме того, в верхних частях стены вделаны горизонтальные майоликовые до­ски с арабскими надписями, выполненными ярко голу­бой, синей и белой поливой (XIV век). На месте нынеш­него Намазгоха когда-то находились роскошный сад, усадьба и зверинец. Место это называлось Шамсабат. Оно описано историком Наршахи.

 

МИНАРЕТ КАЛЯН

(1127 год)
Архитектурные Памятники Бухары

Минарет Калян, или большой Бухарский минарет по­строен в правление караханидского хана — Арслан-хана. Это самое высокое сооружение в городе (46,5 мет­ра). Дата постройки—1127 год — частично сохранилась на одном из его терракотовых поясов.

Минарет представляет собой массивный круглый столб, сложенный из жженого кирпича на крепком але­бастровом растворе. Внутри он полый и имеет винто­вую каменную лестницу (104 ступеньки); слегка сужен кверху и увенчан цилиндрическим фонарем-ротондой с 16 арочными проемами.

Минарет служил местом призыва мусульман на мо­литву. По пятницам, с крыши соседней мечети Калян, по каменному мостику, связанному с минаретом, под­нимались четыре муэдзина, которые провозглашали азан. Затем с вышек остальных мечетей, которых в го­роде насчитывалось более 200, начинали призывать к молитве местные азанчи. Высокий минарет служил так­же и наблюдательным пунктом, откуда следили за по­явлением врага. До сих пор на его вышке сохранилось караульное помещение.

Существует мнение, что минарет выполнял роль ма­яка для торговых караванных отрядов.

Во время правления мангытов с вышки минарета сбрасывали вниз, на каменную площадку, осужденных на смерть. Отсюда и происходит позднее название ми­нарета — Башня смерти.

С точки зрения художественного значения минарет занимает большое место в силуэте Бухары. Он выпол­няет роль городской доминанты. В узорчатой кладке его корпуса имеются элементы народного орнамента. В этой декорации ярко отразился своеобразный стиль, близкий к декорировке мавзолея Исмаила Самани. Но, с другой стороны, стиль караханидской эпохи отличает­ся от стиля периода саманидов. Здесь утеряны глубина и легкость декорировки и подчеркнуты плоскость и расчлененность узорчатого рельефа.

Минарет существует более 800 лет. Он овеян раз­ными легендами. В одной из них рассказывается, что мастер, заложив фундамент на растворе из ганча и верблюжьего молока, скрылся и не появлялся в тече­ние двух лет. Он возобновил кладку тогда, когда ра­створ крепко затвердел.

По другой легенде, строитель минарета завещал по­хоронить себя в частном доме на расстоянии, равном высоте минарета. Такую могилу до сих пор показывают экскурсантам.

После 1920 года минарет частично реставрирован. Голубой пояс его фонаря представляет кладку XVI ве­ка. Старый фриз состоял из поливных плит светло-го­лубого цвета XII века (фрагменты фриза хранятся в филиале Бухарского музея в Махасе).

В настоящее время минарет очищен от наслоений почвы у фундамента, глубина которого более 10 мет­ров. Нижняя часть корпуса реставрирована, она пред­ставляет десятигранник, на котором стоит корпус мина­рета.

 

МАВЗОЛЕЙ САЙФЕДДИНА БОХАРЗИ

(XIII—XIV века)
Архитектурные Памятники Бухары

В восточной части города находятся два мавзолея; Сайфеддина Бохарзи и Буян-Кули-хана.

Мавзолей Сайфеддина Бохарзи связан с именем шейха и писателя-богослова, умершего в 1262 году.

Памятник состоит из двух помещений: одно пред­ставляет собой место молитвы (зиаратхана), другое — усыпальницу (гурхана). С восточной стороны примыкает огромный портал, построенный позже. По обе сторо­ны — две тяжелые башни (гульдаста), внутри которых имеются ходы на крышу. Во втором помещении ранее находилось надгробие, обложенное деревянным футляром, представляющим шедевр художественной резьбы и раскраски по дереву (XIV век).

Внутренность мавзолея освещается через окна, про­деланные в барабанах высоких куполов.

 

МАВЗОЛЕЙ БУЯН-КУЛИ-ХАНА

(XIV век)
Архитектурные Памятники Бухары

Находится рядом с вышеописанным памятником. Воз­двигнут над могилой монгольского хана чингизида — Буян-Кули-хана, убитого в Самарканде в 1358 году.

Мавзолей разделен на два помещения — большое и малое. В малом помещении находилось богатое майо­ликовое надгробие. Большое помещение перекрыто при­земистым куполом без барабана. По четырем углам мавзолея расположены декоративные колонки. Внутри стены проходит темный узкий коридор. Памятник сна­ружи и изнутри богато декорирован поливной, полихромной терракотой. Набор красок ограничен: голубой, синий, марганцево-фиолетовый и белый. Тона исклю­чительно чистые и нежные. Мотивы орнамента — гео­метрические фигуры, растительные побеги, сплетения букв и др.

В эту эпоху зародился портал-пештак. Но пока он был отделен от здания. Портал мавзолея богато укра­шен поливной терракотой. Можно подолгу стоять перед ним и восхищаться тонкостью рисунка, напоминающего цветное кружево в камне. Существует мнение, что па­мятник по чистоте тонов красок поливы и тонкой изящ­ной резьбе по жженой глине (терракоте) превосходит подобного типа мавзолеи в Самаркандском Шахи-Зинда (В. А. Шишкин).

 

МЕДРЕСЕ УЛУГБЕКА

(1417 год)
Архитектурные Памятники Бухары

Самое древнее из трех медресе, построенных вну­ком Тимура — астрономом Улугбеком. Это прямоугольное здание со двором и парадным входом, украшенным высоким порталом-пештаком. Вход раздваивался поперечным коридором (миомхана), в одном конце которого помещался лекторий (дарсхана), в другом — мечеть. Во втором этаже, над входом, нахо­дилась библиотека (китобхана). Фасад представляет со­бой двухъярусную аркаду и имеет два крыла. С обеих сторон его закрывают две башни (гульдаста).

Медресе построено мастером Исмаилом — сыном Тахира-исфаганца. В 1585 году оно было реставрирова­но. В последующие годы часто ремонтировалось. В его декорировке можно проследить наслоения разного вре­мени. Самые древние элементы декорации находятся в плафоне мионханы и на северной аркаде двора. Более поздняя облицовка обнаружена на восточной и запад­ной половинах и самая поздняя — на крыльях фасада. На колоннах северного айвана выступает позолота. В облицовке колонн можно усмотреть аналогию с ме­четью Калян (западный портал).

В мотивах орнамента преобладают астральные эле­менты, что можно связать с мировоззрением Улугбека как астронома. На створке ворот вырезана надпись: «стремление к знанию является обязанностью каждого мусульманина и мусульманки».

Медресе поражает исключительной строгостью и вы­держанностью форм, пропорциональностью и соответ­ствием конструктивной части с декорацией. Это—па­мятник расцвета среднеазиатского зодчества, и по его образцу стали строиться медресе в других городах Средней Азии.

 

МЕЧЕТЬ КАЛЯН

(1514 год)
Архитектурные Памятники Бухары

Соборная, или пятничная мечеть Калян считается одной из древнейших и второй по величине после Биби-Ханым (Самарканд). Она построена на месте старой мечети XII века. Заложенные на территории ее двора шурфы указывают на наличие нескольких древних по­лов. Постройка мечети началась, надо полагать, в XV веке и закончилась в начале XVI века (1514 год). Ху­дожественная отделка ее хранит в себе традицию тимуридской эпохи и имеет сходство с отделкой медресе Улугбека.

Мечеть принадлежит к типу открытых мечетей с пря­моугольным двором. Главное здание у западной стены имеет художественно отделанный михраб, высокий пор­тал с резной мозаикой и внутренний купол, поверх ко­торого поднимается наружный купол, на высоком де­корированном барабане. Наружный купол возвышается над всеми постройками города и растворяется в синеве бухарского неба.

Мечеть Калян имеет семь входов. Главный — восточ­ный вход оформлен глубокими айванами снаружи и внутри. Портал парадного входа содержит в орнамен­тальном украшении элементы византийского (коротко­го) креста.

Общая площадь мечети равна одному гектару (127X78 метров). Галерея двора перекрыта 288 купола­ми, опирающимися на 208 столбов. Мечеть вмещала около 10 тысяч человек. Молящиеся стояли во дворе и в галерее.

 

МЕДРЕСЕ МИРИ-АРАБ

(1535 год)
Архитектурные Памятники Бухары

В центральной части города выделяются над окру­жающими строениями два больших голубых купола. Вместе с минаретом и мечетью Калян мед­ресе составляет цельный архитектурный ансамбль, наи­более величественный уголок всего города («бухарский форум»).

Вход в медресе открывает грандиозный портал-пештак. План и система расположения помещений те же, что и в медресе Улугбека. Только на месте дарсханы находится усыпальница (гурхана). Здесь похоронены шейх Абдулла из Йемена по прозвищу Мири-Араб (от­сюда название памятника) и его родственники. Гурхана покрыта роскошной декорировкой. Панели украшены цветной мозаикой, а стены и плафон — резным ганчем. Среди надгробий выделяется деревянная сагана, при­надлежащая ученику Мири-Араба — Убайдулле-хану шейбаниду, погребенному у ног своего учителя.

Двор медресе со всех сторон окружен аркадой двухъярусных худжр (келий). Аркады разрываются че­тырьмя пештаками. Когда-то пештаки были очень высо­кими: они как бы уносили ввысь квадратную площадь двора. В первоначальном виде сохранился южный пештак, интересный по своей конструкции, с богатой худо­жественной отделкой. В рисунках орнамента усматрива­ются астральные мотивы. Такой сюжет рисунка роднит медресе Мири-Араба с медресе Улугбека. Оба эти па­мятника отделяет только одно столетие.

В настоящее время в медресе помещается духовное училище.

 

 

 МЕДРЕСЕ КУКЕЛЬДАШ

(1578 год)
Архитектурные Памятники Бухары

Медресе Кукельдаш входит в комплекс зданий, рас­положенных на площади Ляби-хауз. Этот памятник от­носится к правлению Абдуллы-хана (1557—1598 гг.). Он считается одним из наиболее больших в Средней Азии. В медресе насчитывается 160 худжр. 

Интересны в конструктивном отношении декоратив­ные своды мионханы. Они сложены из отлитых ганчевых арок в самых разнообразных комбинациях. Северный портал (во дворе) облицован глазурованными плитками, скрепленными ганчем. Рисунки плиток представляют ра­стительный орнамент, выполненный в синих, зеленых и белых тонах.

Особого внимания заслуживает входная дверь в мед­ресе. Ее створки собраны из деревянных вставок, укреп­лены шипами без гвоздей и клея. Вставки покрыты мел­ким резным геральдическим орнаментом.

В композиционном отношении медресе представляет большой интерес. Его наружные стены, которые обыч­но бывают глухими, в данном случае имеют открытые балконы (лоджии) и покрыты орнаментацией. Это сде­лано для того, чтобы оставить открытое место вокруг медресе. Медресе было вскоре застроено, и его наруж­ная отделка потеряла смысл.

КОШ МЕДРЕСЕ

(1566—1588 годы)
 Архитектурные Памятники Бухары

В западной части города, слева от входа в парк име­ни Саманидов, находятся два больших медресе, поставлен­ных друг против друга, или сдвоенные («кош»). Этот архитектурный комплекс — один из вели­чественных в Бухаре. В противоположность ансамблю Улугбека он строго выдержан в стиле того времени. Во­сточное медресе — Модари-хан (фото справа) построено на 22 года раньше западного — Абдуллы-хана. Таким образом, оба памятника относятся ко времени правления Абдуллы- хана, когда воздвигались грандиозные постройки.

В период расцвета экономики Бухарского ханства здесь осуществлялось в широких масштабах строитель­ство. Однако при большом размахе строительства ухудшилось качество строительных работ. Облицовоч­ные майоликовые плитки потеряли тонкость раститель­ного рисунка. При кладке внутренность стен стали за­полнять бутом. Поэтому облицовка часто осыпалась; стены искривлялись и разрушались башни.

Медресе Модари-хана меньше по размерам и скром­нее по отделке. Медресе Абдуллы-хана более гранди­озно, в особенности его высокий, слегка наклонивший­ся парадный портал. Двор имеет четыре портала. Позади западного расположен закрытый дворик с внут­ренней галереей. Этого нет ни в одном из бухарских медресе. Облицовка створок входных дверей выполне­на наборной техникой и копирует двери Кукельдаша.


ТОРГОВЫЕ КУПОЛА

(XVI век)
Архитектурные Памятники Бухары 

В период правления династии шейбанидов в Бухаре начали строиться здания, связанные с торговой жизнью города. Особый интерес вызывают торговые сооруже­ния XVI века.

Сохранились четыре наиболее крупных торговых со­оружения. Это Таки-3аргаран («Купол ювелиров»), Таки-Телпак-фурушан («Купол продавцов головных убо­ров»), Таки-Саррафан («Купол менял»), а также Тим Абдуллы-хана.

Торговые купола располагались на пересечениях оживленных улиц по основной торговой магистрали шахристана, проходившей от площади Ляби-хауз до пло­щади Регистан.

Таки-Заргаран вмещал свыше трех десятков торго­во-ремесленных помещений ювелиров.

Обширный купол с меридиональными ребрами, про­резанный шестнадцатью арочными проемами, высится над внутренним восьмигранным основанием. Здесь из­готовляли и продавали различные ювелирные изделия

 Таки-Телпак-фурушан поставлен на перекрестке не­скольких улиц, пересекающихся не под правильными, но под случайными углами. Здание представляет собой правильной формы шестигранник, увенчанный централь­ным куполом с прорезанными в нем оконными прое­мами.

Купол Таки-Телпак-фурушан раньше назывался Китаб-фурушан, так как на этом месте происходила тор­говля книгами.

Архитектурные Памятники Бухары

Таки-Саррафан возвышается над перекрестием двух улиц, одна из которых тянулась прямо к Регистану.

Купольное перекрытие здесь основано на четырех мощ­ных пересекающихся арках. Под арками находится про­езжая часть, крытая сводами в характерном для бухар­ской архитектуры приеме «чарзамин».

Таки-Саррафан назван так потому, что под ним си­дели менялы (саррафы), обычно индусы, и разменивали валюту чужеземных стран.

Таки и тим Бухары представляют собой лишь оста­точные элементы былых градостроительных композиций больших торговых магистралей.

Ни один город в Средней Азии и в странах Востока (Иран, Турция) не имеет подобного рода монументаль­ных архитектурных сооружений.


АНСАМБЛЬ ЛЯБИ-ХАУЗ

(XVII век)
Архитектурные Памятники Бухары
Архитектурные Памятники Бухары

В старой Бухаре было много торговых площадей. Одна из них — Ляби-хауз.

 Она сохранилась до наших дней. Площадь получила свое название по имени огром­ного бассейна (длина его 42 метра, ширина 36 метров, глубина около 5 метров), расположенного посредине обширной площади. Бассейн был сооружен в 1620 году. Со всех сторон площадь окаймлена ансамблем мо­нументальных архитектурных сооружений. С запада — ханака Диван-беги (мечеть Ляби-хауз); с востока — мед­ресе Диван-беги, с севера—медресе Кукельдаш (1578 год).

Гораздо роскошнее и богаче представлены два пер­вых памятника, сооруженные почти одновременно в двадцатых годах XVII века, в период правления династии аштарханидов, при которой и завершилось оформление всей площади. Отсюда начиналась торговая городская магистраль, связывавшая все торговые купола.

Ханака Диван-беги, построенная на берегу Ляби-хауза, отражается в водах этого бассейна, почему и имеет второе название Ляби-хауз, что значит «берег хауза». Бассейн реставрирован. Заполнен водой.

Напротив мечети, с восточной стороны, расположено медресе Надир-Диван-беги (1622 год). Здание перво­начально предназначалось под караван-сарай (гостини­цу), а затем по ходу строительства стало переделывать­ся в медресе. Поэтому отсутствуют характерные для большинства медресе дворовые мечеть и дарсхана. Главный фасад сооружения с величественным порталом богато украшен изображениями летящих аистов и бегущих ланей.

  


 
МЕДРЕСЕ АБДУЛАЗИЗ-ХАНА

(1652 год)

Архитектурные Памятники Бухары 

Медресе Абдулазиз-хана занимает в среднеазиат­ской архитектуре особое место как по своему значению, так и по богатству художественной отделки.

Воздвигнутое против медресе Улугбека, оно состав­ляет с ним один архитектурный ансамбль. Оба памятни­ка, разделенные более чем двумя столетиями (1417 и 1652 годы), как бы соперничают между собой в архитектурно-художественном убранстве. Если медресе Улугбека отличается гармоничностью и строгостью форм и скромностью в отделке, то медресе Абдулазиз-хана утратило эту гармоничность и приняло преувеличенные формы и пышную роскошную декорировку. Две раз­ные эпохи — тимуридов и аштарханидов — породили разные вкусы.

Портал-пештак Абдулазиз-хана поражает своей вы­сотой и богатой наружной отделкой. В противополож­ность медресе Улугбека, в айване которого применены три постепенно снижающиеся арки, айван Абдулазиз-хана имеет многогранную форму и украшен свисающимися сталактитами. На его стенах коранические изре­чения заменены стихами светских поэтов.

Вместо скромного геометрического, астрального и растительного орнаментов здесь выступает более усло­жненный и пестрый орнамент. Имеются изображения китайского дракона и птицы Семург. В цветной гамме поливы изразцов выступают желтые тона. В художе­ственной отделке стен двора и помещений выступают все декоративные приемы: резная и изразцовая мозаи­ка, рельефная майолика, кирпичная мозаика, резьба по мрамору, роспись по ганчу, позолота («кундаль») и ро­спись клеевыми красками по штукатурке.

В медресе имеются две мечети — летняя во дворе и зимняя в западном углу входного коридора. Обе ме­чети отличаются исключительной роскошью в отделке стен и потолка (плафона). Большой интерес представля­ют стенные росписи жанровых рисунков, выполненные синей краской по белому фону в дарсхане (лекторий). Тут же показаны пейзажи с деревьями и беседками, Напоминающие архитектуру Индии и Китая. В такой ро­списи следует усматривать прямое влияние этих стран, с которыми Бухара имела постоянные экономические и культурные связи. Незаконченная отделка памятника (отсутствие декора на левой стороне фасада и на пра­вой половине двора) объясняется тем, что во время отсутствия Абдулазиз-хана произошел политический пе­реворот и хан был свергнут с престола.


 ЧАР МИНАР

(1807 год)
Архитектурные Памятники Бухары

Медресе Чар Минар иначе называется медресе ха­лифа Ниязкула. Оно принадлежит к числу памятников позднейшего времени. Построено в начале XIX века (1807 год). Находится в северо-западной части города по улице Нурабад.

Памятник представляет сложный архитектурный ком­плекс: мечеть айванного типа, хауз и замечательный парадный вход, оформленный в виде купольного здания четырьмя высокими башнями, по­крытыми глазурованными кирпичами голубого и синего тонов. Эти башни придают входу памятника большой эффект. Они напоминают минареты, откуда и произо­шло название памятника Чар Минар (четыре минарета). На самом деле башни не представляют собой минаре­ты, а являются только их художественным отзвуком (ременисценцией). Здесь усматривается влияние архи­тектуры мечетей Индии.

 

 МЕЧЕТЬ БОЛО-ХАУЗ

(1712, 1911, 1917 годы)
Архитектурные Памятники Бухары

Мечеть Боло-хауз сооружена в начале XVIII века. Она расположена против Арка. Имеет пристроенные худжры (кельи) и айван на 20 высоких деревянных ко­лоннах. Одно время служила пятничной городской ме­четью, которую посещал эмир во время своих приез­дов в Бухару. В этом случае от Арка до мечети рас­стилались ковры, по которым проходил эмир на бого­служение. Мечеть выделяется чрезмерной роскошью в отделке айвана, в особенности его плафона. Мечеть художественно оформлена теми же мастерами, что и Джами-мечеть в Арке, построенная двумя годами поз­же.

Открытый айван мечети Боло-хауз вместе с неболь­шим минаретом, поставленным сбоку площади, а также глубокий бассейн посредине площади, производят цель­ное впечатление, в особенности, если смотреть на па­мятник со стороны площади Регистан.

 
ЗИНДАН
(XVIII век)
  Архитектурные Памятники Бухары 

С приходом к власти династии мангытов в больших городах стали стро­иться тюрьмы.

В конце XVIII века был построен Бухарский Зиндан, занявший холм обрыва северо-западного угла шахристана. Здание — сумрачное и не­приветливое; со всех сторон закрыто глухой кирпичной стеной. В основании кладки на северном склоне можно увидеть каменные блоки, которые, по-видимому, оста­лись от древнего укрепления шахристана.

Вход в Зиндан обрамляет низкий портал на южной стороне стены. Небольшой дворик ведет в каменное здание, имеющее два крыла. В начале правого крыла помещалась камера для долговых заключенных. Рядом находились три большие камеры, расположенные ниже уровня почвы. Две из них соединены широкой аркой в одно помещение. Они освещаются круглыми окнами, представляющими отверстия в куполах, и заделаны же­лезными решетками. На входную дверь набиты желез­ные полосы, и поэтому проникнуть в помещение мож­но только согнувшись.

Здесь томились заключенные, закованные в кандалы.

Тяжелое впечатление производит четвертая камера, находящаяся в левом крыле здания. Она помещается за караульной комнатой и устроена в виде колодца, глубиной 5 метров. Наземная ее часть перекрыта купо­лом со световым окном; в полу проделано большое отверстие, которое служило входом в яму. Сюда на. ве­ревке спускали пищу заключенным. Заключенных зажи­во погребали в мрачное подземелье.

Во дворе Зиндана находится могила святого — по­кровителя заключенных. Высокий узкий коридор ведет к восточной и северной сторонам тюремного здания. В настоящее время в помещении Зиндана экспони­рована выставка Бухарского краеведческого музея. Раз­мещенные в разных позах манекены несколько усили­вают впечатление от мрачного эмирского застенка.


ДВОРЦЫ В СИТОРА-И-МАХИ-ХАСА (МАХАСА)
Архитектурные Памятники Бухары

В четырех километрах к северу от города находятся два дворца. Один из них принадлежал последнему эми­ру— Саид-Алим-хану (1911—1920 гг.).

Дворец представляет собой одноэтажное здание в виде буквы «г». Посредине его находится двор с фон­таном. Наружные стены дворца украшены рельефным орнаментом ганчевой лепки; по краю крыши проходит балюстрада с декоративными вазами.

Среди внутренних покоев дворца выделяются летняя комната с разноцветными окнами, столовая из раздвиж­ных стен, приемная министров (работа народного ма­стера Хасана Джана) и большой парадный белый зал с зеркальными стенами и художественной лепкой по ганчу (работа народного мастера Усто Ширин Мура­дова).

 

скачать dle 10.3фильмы бесплатно

4780 04.11.13
Аватар
123  17:22, 30 декабрь

очень интересно!эти красоты я видела в живую!но не запоминала название!но теперь я точно запомню!

Информация! Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.