Резьба по дереву

 

 


 


С древних времен одним из популярных видов искусства в Узбекистане является резьба по дереву, центры которой имеются почти во всех областях республики. При изготовлении всех деревянных изделий, особенно домашней утвари, дверей, створок ворот, столбов и подставок, сундуков, столиков (сандал) и других изделий широко применяется горельефный орнамент (буртик). Созданные нашими предками и дошедшие до нас резные деревянные изделия и поныне поражают своим разнообразием и богатством орнамента. Уникальные образцы этого вида искусства раннего средневековья обнаружены в Юмалактепа Сурхандарьинской области, Бухаре, Хиве, Самарканде, Шахрисабзе и в других местах раскопок археологов.

Признанными центрами резьбы по дереву в Узбекистане были и остаются Хива, Бухара, Самарканд, Ташкент, Фергана. Каждая школа отличается своей техникой резьбы и узорами. Орнаментальная отделка дерева одна из древних видов прикладного искусства Узбекистана, которая передавалась мастерами  из поколения в поколение. Искусство резьбы по дереву различает три основных стиля: «багдади», «ислими» и «паргори». Стиль «багдади» – это орнаменты,  представляющие собой геометрические узоры. «Паргори»– плоскорельефная резьба, название которого  происходит от слова  «циркуль».  Резчик наносит орнаменты в виде  кругов, треугольников, квадратов с помощью линейки и циркуля. А потом по этим орнаментам размечается узор. Стиль резьбы «Ислими» – это сложный узор флорального характера. Вначале мастер  рисует этот орнамент на бумаге, а лишь потом наносит на дерево. Разные изделия выполняются мастерами из разных видов деревьев, это- карагач, орех, чинара, плакучая ива, урюковое дерево, тутовое дерево. Все виды деревьев перед использованием  проходят обработку сушкой, т.е. их размещают  в сухом теплом помещение на длительное время. Сегодня  узбекские мастера достигли настоящего искусства в резьбе. Есть разные школы резьбы по дереву – Хорезмская, Ферганская, Ташкентская, Самаркандская, Бухарская. Свои сложнейшие приемы резьбы мастера выполняют при помощи более 20 видов резцов.

 

Города и селения Ферганской долины издавна славились искусной обработкой дерева, и одним из признанных 

центров этого ремесла по праву считается Коканд. Истоки кокандского стиля резьбы берут начало из произведений мастеров XVIII-XIX веков, которые создавали знаменитые ажурные колонны соборной  Джума-мечети и резное кружево деревянного декора дворца Худояр-хана. Одним из замечательных представителей плеяды мастеров-резчиков в Коканде прошлого века является усто Кадыржан Хайдаров – достойный представитель семейной династии. На территории дворца Худояр-хана в Коканде открыт музей, посвященный жизни и творчеству великого мастера.

Усто Абдугани Абдуллаев считается мастером новой формации знаменитой кокандской школы резчиков по дереву. Его замечательные работы известны как в Республике, так и далеко за ее пределами. Его талант нашел применение в таких грандиозных архитектурных проектах, как: Площадь памяти и почестей (Ташкент)Музей Бурханиддина Маргинани (Маргилан),Музей памяти жертв репрессий (Ташкент)мемориально-архитектурный комплекс Имама Мухаммада ибн Исмаила Аль-Бухари и многих других сооружений.

 

 

С давних времен Ташкент славился своими мастерами-резчиками, но художественная школа сформировалась только к середине XIX, началу XX века. Резные шкафы, буфеты, столы, кресла, прочно входят в обиход ташкентцев, пользуются огромной популярностью стилизованные «восточные» многогранные столики с тонким арабесковым орнаментом. Труды мастеров останутся на века, гордостью для наших потомков- резные работы на площади памяти и почестей (Ташкент), оформление Музея жертвам репрессий (Ташкент), декор и убранство здания Олий Мaджлиса (Ташкент), мечеть Имама Хазрати (Хастимом), детали интерьера Государственного музея истории Узбекистана (Ташкент) и еще многое другое.

 

Резьба по дереву

 

Каракалпакия

Резьба по дереву в Каракалпакии была связана с украшением кочевого жилища – юрты, резьбой украшались двери, предметы интерьера – шкафчики, подставки под продукты, посуда, музыкальные инструменты, конская сбруя, орудия труда. Каракалпакская резьба по дереву носит орнаментальный характер с преобладанием геометрических, растительных и зооморфных мотивов, нередко архаического типа. Каракалпакские мастера в прошлом широко применяли в работах по дереву накладную кость, отделанную геометрической гравировкой, и своеобразную инкрустацию красным сукном, эффектно сочетая эти приемы с плоскорельефной резьбой. Древесина при этом окрашивалась в темно-коричневые и черные тона

Лаух – раздвижная деревянная подставка для книг – одно из самых оригинальных изделий, которое когда – либо создавали узбекские резчики по дереву. Эта сложная конструкция изготавливается из куска дерева, без единого гвоздя и без использования клея или шарниров. Опытные мастера могут изготовить лаух десяти – двенадцати уровней. На такой подставке кроме книг можно разместить карандаши, небольшие свитки бумаги, блокноты, закладки для книг и другие принадлежности для чтения и письма. Ташкентский искусствовед Шахалил Шаякубов считает ,что лаух (по – арабски рахле) как подставка для Корана появился примерно в то же время , что и сам Коран.

В Самарканде , во дворе мечети Биби Ханым , до сих пор можно увидеть подставку , предназначенного для священного Корана Османа, она была изготовлена из мрамора в начале 15 века по распоряжению Мирзо Улугбека , о чем свидетельствует надпись , высеченная на ее основании. Для изготовления лауха используются твердые сорта древесины – орех и чинара. Чтобы изделие долгие годы оставалось прочным, не деформировалось и не трескалось, древесина должна быть правильно подготовлена. Древесный узор получается более красивым и четким, если бревна предварительно вымачивают в хаузах или специальных водоемах в течение года. За это время красящие вещества из коры проникают во все мельчайшие поры древесины. Причем чем старше дерево, тем благороднее его оттенки. Потом изготовленные из этих бревен доски толщиной 50-60 мм укладывают штабелями с обязательным просветом между ними и высушивают в течение 8-10 лет в сухом, темном и хорошо проветриваемом помещении, ежегодно переворачивая.
 

 


 


 



 






скачать dle 10.3фильмы бесплатно

2028 14.03.15
Информация! Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.